• Богиня любви мать купидона. Бог эрос - прекрасный небожитель греции. Смотреть что такое "Купидон" в других словарях

    16.06.2022

    К сожалению, сегодня его облик сильно исковеркан влиянием римской культуры, из-за чего многие люди представляют его в виде маленького мальчика. Однако подлинный Эрос отличается от этого образа как внешне, так и внутренне.

    Первые упоминания о великом боге

    Естественно, подобные слухи привели в бешенство Афродиту. В порыве гнева она просит своего сына пустить ей в сердце стрелу, дабы та заставила ее влюбиться в самого уродливого мужчину. Бог Эрос покорно выслушал слова матери и отправился к дому, где жила Психея. Но, увидав прекрасную женщину, безоговорочно ее полюбил.

    Беда была в том, что законы Олимпа запрещали смертным видеть Эроса. Поэтому он начал приходить к Психее только под покровом ночи, дабы та не видела его лица. Но девушка все равно полюбила молодого бога всем сердцем. Вскоре они поженились, но даже после этого Эрот приходил к своей супруге лишь в темные ночи.

    И все бы ничего, если бы не завистливые сестры Психеи. После свадьбы они начали оговаривать Эроса, убеждая молодую жену в том, что ее избранник - настоящий монстр. Увы, бедная Психея поверила их словам и решила нарушить обет, данный своему мужу. Она пронесла в спальню свечу и нож, дабы увидеть истинный облик Эрота, а в случае необходимости убить его.

    Однако ей явилось не чудовище, а прекрасный юноша. От этого ее руки задрожали и капли воска полетели прямиком на тело возлюбленного. Раскрыв глаза, Эрос увидел свою жену, удерживающую нож в своей руке, и, потрясенный таким предательством, улетел от нее прочь.

    Финал истории

    Бог Эрос сильно обиделся на девушку и долгое время не появлялся перед ней. Разлука разрывала сердце Психеи на части, поэтому она решила сама найти своего возлюбленного. И тут в игру вступила Афродита. Ведомая жаждой мести, она обманом заставила девушку спуститься в Подземное царство и найти там шкатулку Персефоны.

    Психея справилась со всеми задания Афродиты, но, открыв злополучный ящик, заснула мертвым сном. Благо об этом узнал Эрот и спас ее, уколов своей стрелой. После этого он обратился за помощью к самому Зевсу. Верховный бог был в добром настроении и согласился примирить мать с невесткой. Впоследствии он одарил Психею своим благословлением и сделал одной из бессмертных богинь Олимпа.

    КУПИДОН

    Эрот (Эрос, др.-греч. Ἔρως, также Эрос, Амур, у римлян Купидон) - бог любви в древнегреческой мифологии, безотлучный спутник и помощник Афродиты, олицетворение любовного влечения, обеспечивающего продолжение жизни на Земле.

    Эрот и Психея

    Существовало множество вариантов происхождения Эрота:
    - Гесиод считает его самозародившимся после Хаоса, Геи и Тартара божеством, одним из древнейших богов.
    - По Алкею, сын Зефира и Ириды.
    - По Сапфо, сын Афродиты и Урана.
    - По Симониду, сын Ареса и Афродиты.
    - По Акусилаю, сын Эреба и Нюкты.
    - По орфической космогонии, родился из яйца, снесенного Ночью или сотворенного Хроносом. Именуется великим даймоном.
    - По Ферекиду, Зевс стал Эросом как демиург.
    - По Пармениду, создание Афродиты.
    - По Еврипиду, сын Зевса, или Зевса и Афродиты.
    - По Павсанию, сын Илифии.
    - У Платона - сын Пороса и Пении.
    - Сын Хаоса.
    - По некоей версии, сын Геи.
    - Отцом его называли также Кроноса, Орфея и др.

    Согласно речи Котты, их было три:
    - Сын Гермеса и первой Артемиды.
    - Сын Гермеса и второй Афродиты.
    - Сын Ареса и третьей Афродиты, он же Антэрос.
    - Согласно Нонну, родился у города Берои.

    Эрот - мировое божество, соединяющее богов в брачные пары, считался порождением Хаоса (тёмной ночи) и светлого дня или Неба и Земли. Он господствует как над внешней природой, так и над нравственным миром людей и богов, управляя их сердцем и волей. По отношению к явлениям природы он является благодетельным богом весны, оплодотворяющим землю и вызывающим к бытию новую жизнь. Его представляли красивым мальчиком, с крыльями, в более древнее время - с цветком и лирой, позднее сострелами любви или пылающим факелом. В Феспиях каждые четыре года устраивалось в честь Эроса празднество - Эротидии, сопровождавшиеся гимнастическими и музыкальными состязаниями. Кроме того, Эрос, как бог любви и дружбы, соединявшей юношей и девушек, пользовался почитанием в гимназиях, где статуи Эроса ставились рядом с изображениями Гермеса и Геракла. Спартанцы и критянеобыкновенно перед битвой приносили Эросу жертву. Его жертвенник стоял у входа в Академию. Взаимная любовь юности нашла себе символическое изображение в группе Эрота и Антерота (иначе Антэрот, Антерос), находившейся в элейской гимназии: рельеф с этой группой изображал Эрота и Антэрота, оспаривающими пальму победы друг у друга. У Овидия упоминаются «оба Эрота». Кормилицы Эрота хариты отправились в Дельфы к Фемиде с вопросом о его малом росте.

    В искусстве

    Эрот служил одним из любимых сюжетов для философов, поэтов и художников, являясь для них вечно живым образом как серьёзной мироуправляющей силы, так и личного сердечного чувства, порабощающего богов и людей. Ему посвящен LVIII орфический гимн. Позднейшему времени принадлежит возникновение группы Эрота и Психеи (то есть, Любви и плененной ею Души) и развившейся из этого представления известной народной сказки.

    В астрономии

    В честь Эрота назван астероид (433) Эрос, открытый в 1898 году, а также астероид (763) Купидон (англ.) русск., открытый в 1913 году.

    Купидон (франц. Cupidon, от лат. Cupido; Cupiditas - "страсть, влечение, томление") - в древнеримской мифологии - божество любовной страсти, безудержного желания. Этим он отличается от более сдержанного Амура. Купидон - воплощение эротики, его спутник - Йокус, олицетворениенизменной страсти. Амур стремится соединить влюбленных, он не терпит одиночества и отсутствия любви. В средневековом искусстве изображение Купидона, спящего на потухшем факеле любви, символизировало сладострастие, приводящее к пресыщенности. Позднее значение этих персонажей - Амура, Купидона, Эрота и Антэрота - нивелировалось, что искажало и запутывало содержание мифологических сюжетов.
    В честь бога любви назван спутник Урана Купидон, открытый в 2003 году.

    АМУР


    Амур в образе ребёнка (раб. Этьена Мориса Фальконе, после 1757, Эрмитаж)

    Амур (франц. Amour от лат. Amor - "любовь") - в древнеримской мифологии - бог любви. Символизировал не платоническую, а чувственную любовь между мужчиной и женщиной.
    Амур был сыном Венеры и Марса.
    Изображался в образе крылатого мальчика с луком и стрелами, поражающими сердца.

    "Амурчиками" часто называют изображения множества маленьких эротов, с самыми разными атрибутами, музыкальными инструментами, развлекающих себя шалостями. Подобные изображения характерны для искусства эллинистического времени, в частностиалександрийской школы. В эпоху Итальянского Возрождения этот мотив появился снова, но в нем античные эроты (чтобы отличить их от Ангелов) стали изображаться без крыльев и получили новое название: путти, или путто (итал. putto - "младенец").
    Позднейшее французское название амура - купидон .

    С эротической культурой связано также слово "амуре́тт" (франц. Amourette - "легкая, мимолетная любовь"). Но термином "амуретт" именуют и черное дерево (паслен) и древесину акации, которые применяют для инкрустации (маркетри) мебели. "Аморетто" (итал. Amoretto) - "маленький купидон".
    В изобразительном искусстве часто использовался сюжет, сочиненный Апулеем: "Амур (Купидон) и Психея" (ок. 150 г. н. э.; см. Психея).


    Амур и Психея. Антонио Канова, 1786-93 г. Париж

    Еще одна, итальянская, персонификация этого божества - Амор (от итал. Amore - "любовь"). В представлении итальянских поэтов XIII-XIV вв. Амор - это "молодой сеньор светского обхождения".

    "Стрелы Амура" (франц. "flèches d’Amour") - название драгоценного камня, разновидности горного хрусталя и разновидности аметиста.
    С образом Амура связана сложная и разнообразная символика куртуазной культуры. Она отражена, в частности, в популярной книге "Избранные эмблемы и символы" («Emblemata et Symbola Selecta"), изданной И. Камерарио в 1668 г. в Майнце, многократно переиздававшейся, в том числе и в России.


    Амур с пылающим сердцем в руке - символ любви, когда сердце возгорается к желанному объекту.


    Амур, прикрывающий рукой зажженный факел, - если с пренебрежением относиться к любви, которую мы зажгли в сердце другого человека, она может погаснуть.

    Амур, как кузнец, ударяющий по сердцу на наковальне, - необходимо усмирять наши страсти, а порывы сердца согласовывать с благими устремлениями.

    Амур, улетающий с одним из выбранных сердец, - одного правильно выбранного сердца вполне достаточно.

    Амур, удящий рыбу, - проглотив по неосторожности приманку любви, мы слишком легко можем оказаться пойманными сами, что создаст беспокойство и трудности.
    Амур с завязанным ртом - символ интимности в любовных делах, любовь должна быть немой, или тайной, но не слепой.
    Амур, ухаживающий за деревом, - необходимо заботиться о росте взаимной любви, приносящей плоды.
    Амур, оставивший свое оружие в погоне за сердцем, - ради любви к другому мы должны жертвовать всем.
    Амур, плачущий у надгробия, - у двух любящих одно сердце, они вместе живут и вместе умирают.
    Амур, льющий воду на пылающее сердце, - истинную любовь ничем не погасить.
    Амур с луком, но без стрел, - я позаимствую стрелы у глаз прекрасной.
    Амур, стреляющий в сердце, расположенное на высокой колонне, - не воображай, что находишься вне досягаемости стрел любви, и не полагайся на собственную силу и власть.
    Амур, уносящий сердце прочь от чудовища, - подлинная любовь вопреки зависти и злословию всегда восторжествует.

    Образ Амура в виде нагого ребенка используется при росписи потолков, и редко изображением Амура украшают мебель.

    Мифы и Легенды * Амур (Эрос, Эрот, Купидон)

    Амур (Эрос, Эрот, Купидон)

    Купидон (Шоде Антуан Дени)

    Материал из Википедии

    Эрот (Эрос, др.-греч. Ἔρως , также Эрос, Амур, у римлян Купидон) — бог любви в древнегреческой мифологии, безотлучный спутник и помощник Афродиты, олицетворение любовного влечения, обеспечивающего продолжение жизни на Земле.

    Происхождение

    Лоренцо Лотто - Купидон

    Существовало множество вариантов происхождения Эрота:

    * Гесиод считает его самозародившимся после Хаоса, Геи и Тартара божеством, одним из древнейших богов.
    * По Алкею, сын Зефира и Ириды.
    * По Сапфо, сын Афродиты и Урана.
    * По Симониду, сын Ареса и Афродиты.
    * По Акусилаю, сын Эреба и Никты.
    * По орфической космогонии, родился из яйца, снесенного Ночью или сотворенного Хроносом. Именуется великим даймоном.
    * По Ферекиду, Зевс стал Эросом как демиург.
    * По Пармениду, создание Афродиты.
    * По Еврипиду, сын Зевса, или Зевса и Афродиты.
    * По Павсанию, сын Илифии.
    * У Платона — сын Пороса и Пении.
    * Сын Хаоса.
    * По некоей версии, сын Геи.
    * Отцом его называли также Кроноса, Орфея и др.

    Диана, разоружающая Купидона
    (Помпео Батони, Metropolitan Museum)

    Согласно речи Котты, их было три:

    * Сын Гермеса и первой Артемиды.
    * Сын Гермеса и второй Афродиты.
    * Сын Ареса и третьей Афродиты, он же Антэрос.

    Согласно Нонну, родился у города Берои.

    Основные мифы

    Любви покоряется все (Амур)
    Караваджо,1602 (Amor Vincit Omnia)

    Эрот — мировое божество, соединяющее богов в брачные пары, считался порождением Хаоса (тёмной ночи) и светлого дня или Неба и Земли. Он господствует как над внешней природой, так и над нравственным миром людей и богов, управляя их сердцем и волей. По отношению к явлениям природы он является благодетельным богом весны, оплодотворяющим землю и вызывающим к бытию новую жизнь. Его представляли красивым мальчиком, с крыльями, в более древнее время — с цветком и лирой, позднее со стрелами любви или пылающим факелом.
    В Феспиях каждые четыре года устраивалось в честь Эроса празднество — Эротидии, сопровождавшиеся гимнастическими и музыкальными состязаниями.

    Юная девушка, защищающая себя от Эроса
    (Адольф Вильям Бугро, 1880)

    Кроме того, Эрос, как бог любви и дружбы, соединявшей юношей и девушек, пользовался почитанием в гимназиях, где статуи Эроса ставились рядом с изображениями Гермеса и Геракла. Спартанцы и критяне обыкновенно перед битвой приносили Эросу жертву. Его жертвенник стоял у входа в Академию.

    Эростазия. Афродита и Гермес взвешивают Любовь (Эрос и Антерос)
    на золотых весах судьбы

    Взаимная любовь юности нашла себе символическое изображение в группе Эрота и Антерота (иначе Антэрот, Антерос), находившейся в элейской гимназии: рельеф с этой группой изображал Эрота и Антэрота, оспаривающими пальму победы друг у друга. У Овидия упоминаются «оба Эрота». Кормилицы Эрота хариты отправились в Дельфы к Фемиде с вопросом о его малом росте.

    В искусстве

    Амур в образе ребёнка
    (раб. Этьена Мориса Фальконе, после 1757, Эрмитаж)

    Эрот служил одним из любимых сюжетов для философов, поэтов и художников, являясь для них вечно живым образом как серьёзной мироуправляющей силы, так и личного сердечного чувства, порабощающего богов и людей. Ему посвящен LVIII орфический гимн. Позднейшему времени принадлежит возникновение группы Эрота и Психеи (то есть, Любви и плененной ею Души) и развившейся из этого представления известной народной сказки.
    Образ Амура в виде нагого ребенка используется при росписи потолков, и редко изображением Амура украшают мебель.

    Эрот (Купидон, Амур)

    Эрос (Musei Capitolini)

    Этот бог любви («Эрос» — любовь) обычно изображается резвым, шаловливым мальчуганом, вооруженным луком и стрелами. Раны, причиняемые им, не смертельны, но могут быть болезненными, мучительными, хотя нередко вызывают сладостное чувство или блаженство утоленной страсти.

    Венера, Купидон и Сатир (Bronzino)

    Эрота древние греки считали богом не рожденным, а извечным в одном ряду с Хаосом, Геей и Тартаром. Он олицетворял могущественную силу, влекущую одно живое существо к другому, дарующую наслаждение, без которого не могут существовать и совокупляться, порождая все новые особи, ни боги, ни люди, ни животные. Эрот — это великая сила притяжения двух полов, сила всемирного тяготения любви.

    Но существовал и другой вариант его происхождения, более поздний. Согласно этой версии, Эрот — сын Афродиты и Гермеса или Ареса, а то и самого Зевса. Были и другие предположения о родителях Эрота. Поэты при этом сходились в одном: бог любви всегда остается ребенком и посылает свои золотые разящие стрелы своевольно, не считаясь с доводами рассудка.

    Гесиод писал:

    И, между всеми богами прекраснейший, — Эрос. Сладкоистомный — у всех он богов и людей земнородных Душу в груди покоряет и всех рассужденья лишает.
    Философы не ограничивали область владычества Эрота богами, людьми и животными. Древнегреческий мыслитель Эмпе-докл полагал, что в природе поочередно одерживает верх то Любовь, то Вражда, причем первая сводит все в единство, побеждая Вражду. Тем самым Эрот становится олицетворением космических сил единения, устремленности к слиянию. Благодаря ему не прерывается ткань жизни и сохраняется единство мироздания.
    Однако в античных текстах Эрот нередко выступает как сила, пробуждающая примитивную «животную» страсть. По словам Платона, Эрот «всегда беден и вопреки распространенному мнению совсем не красив и не нежен, а груб, неопрятен, необут и бездомен; он валяется на голой земле под открытым небом, у дверей, на улице...» Впрочем, далее следует оговорка: оказывается, Эрот тянется к прекрасному и совершенному, храбр и силен; он мудрец и невежа, богач и бедняк.
    По свидетельству Диогена Лаэртского, стоики утверждали: «Вожделение — это неразумное стремление... Любовь — это вожделение, не подобающее достойным людям, ведь это намерение сблизиться с кем-то из-за бросающейся в глаза красоты». А Эпикур отчетливо разделил: «Когда мы говорим, что удовольствие есть конечная цель, то мы разумеем не удовольствия, заключающиеся в чувственном наслаждении... но мы разумеем свободу от телесных страданий и душевных тревог. Нет, не попойки и кутежи непрерывные, не наслаждения мальчиками и женщинами... рождают приятную жизнь, но трезвое рассуждение, исследующее причины всякого выбора... и изгоняющее [лживые] мнения, которые производят в душе величайшее смятение».

    Амур и Психея

    В Древнем Риме Эрот (Купидон) получил имя Амур («Любовь») и стал особенно популярен. Апулей создал легенду, в которой рассказано о стремлении человеческой души в образе Психеи («психе» — душа) обрести Любовь. «С помощью Зефира, — пишет А.Ф. Лосев, пересказывая легенду, — Амур получил в жены царскую дочь Психею. Однако Психея нарушила запрет никогда не видеть лица своего загадочного супруга. Ночью, сгорая от любопытства, она зажигает светильник и восхищенно смотрит на юного бога, не замечая горячей капли масла, упавшей на нежную кожу Амура. Амур исчезает, и Психея должна вернуть его себе, пройдя множество испытаний. Преодолев их и даже спустившись в аид за живой водой, Психея после мучительных страданий вновь обретает Амура, который просит у Зевса разрешения на брак с возлюбленной и примиряется с Афродитой, злобно преследовавшей Психею».

    Какой потаенный смысл этой истории? Можно предположить, что она повествует о «слепоте» первоначального любовного влечения, вызванного неосознанными эмоциями. Попытка рассудка понять суть любви приводит к тому, что она исчезает. Возникают мучительные сомнения, переживания, конфликты: так чувства мстят рассудку за вторжение в их царство. Но истинная любовь преодолевает эти препятствия и торжествует — уже навсегда.

    Чуть более двух тысячелетий назад римский поэт Публий Овидий Назон так описал триумф Амура:

    О, почему мне постель такою кажется жесткой,
    И покрывало мое плохо лежит на софе?
    И почему столь долгую ночь провел я бессонно,
    И, беспокойно вертясь, тело устало, болит?
    Я бы почувствовал, думаю, будь я терзаем Амуром,
    Или подкрался хитрец, скрытым искусством вредит?
    Да, это так. Уже в сердце сидят тонкоострые стрелы;
    Душу мою покорив, лютый терзает Амур...
    Да, признаю, Купидон, я твоей стал новой добычей,
    Я побежден и себя власти твоей предаю.
    Битва совсем не нужна. Милосердия, мира прошу я.
    Нечем хвалиться тебе; я, безоружный, разбит...
    Свежий улов твой — я, получивши недавнюю рану,
    В пленной душе понесу груз непривычных оков
    Ум здравый сзади с руками в цепях поведут за тобою,
    Стыд, да и все, что вредить станет могучей Любви...
    Спутники будут твои Безумие, Ласки и Страсти;
    Будут упорно толпой все за тобою ходить.
    Этим-то войском людей и богов постоянно смиряешь,
    Этой поддержки лишась, станешь бессилен и наг...


    Амура (Купидона, Эрота) воспевали поэты во все времена; о нем рассуждали философы. Оказалось, что у этого божества не одно и не два, а множество обличий, хотя высокий Эрос, как всякая вершина, доступен далеко не каждому: надо быть достойным его.

    Серия сообщений " ":
    Часть 1 - Мифы и Легенды * Амур (Эрос, Эрот, Купидон)

    Многих интересует вопрос, как зовут бога любви у римлян, поскольку существует много разных версий. На самом деле Амур, Купидон, Эрос и Эрот это все одно божество, которое известно не только в римской культуре, но и по всему миру. Его изображения используются в различной сувенирной продукции, которая особенно популярна в День Влюбленных. Амур является символом неотвратимой и страсти. С латинского языка его имя переводится, как «вожделение».

    История бога любви в древнеримской мифологии

    Амур – сын Венеры и Вулкана. Хотя в некоторых источниках есть и другая информация, согласно которой этот бог появился из золотого или серебряного яйца. Представляли бога любви юношей или ребенком с копной золотых волос. На спине у него находились крылья, которые позволяли поражать свои цели с любого удобного места. Всегда с собой бог Амур носил лук и золотые стрелы, которые поражали сердца людей. Людям, которые отказывались от собственных чувств, бог любви заставлял страдать. Что интересно, стрелы не только посылали, а и убивали чувства. Иногда Амура изображали с завязанными глазами, что символизировало случайность выбора. Есть информация, что именно отсюда пошло выражение – «любовь слепа».

    Купидон был помощником Афродиты, и только он пользовался настоящим божественным поклонением. Стрелам бога любви в римской мифологии не могли противостоять не только обычные люди, но и боги. Сам Зевс признал, что любовь является непобедимой силой. Почитали Купидона не только, как бога влюбленных, но и как покровителя мужской дружбы. В учебных заведениях его часто помещали между статуями Гермеса и Геракла. Приносили ему жертвы перед битвой, чтобы сплотиться и подкрепить верность друг к другу.

    Миф об Амуре и Психее

    Венера завидовала неземной красоте Психеи, которая была смертной. Она приказала сыну, чтобы он ее наказал. Вместо этого, увидев красавицу, бог любви Амур сделал ее своей женой. Поскольку смертные не могли смотреть на богов, девушка даже не знала, как именно выглядит ее супруг. Все было хорошо до тех пор, пока сестры Психеи не уговорили ее проследить за Купидоном и посмотреть на него. Это разозлило бога, и он бросил ее, забрав с собой все блага созданные для любимой. Девушка долгое время страдала и решилась пойти в храм Венеры и обратиться к матери возлюбленного. Богиня сказала, что расскажет о Купидоне, но только после того, как Психея пройдет многочисленные испытания. Девушка решили во что бы то не стало доказать свою любовь, поэтому приняла предложение. Последняя задача заключалась в том, чтобы доставить Ящик Пандоры в преисподнюю. Было важное условие – не открывать его. Любопытство все-таки победило, и из Ящика Пандоры вырвался мертвый сон, и Психея погибла. Купидон нашел возлюбленную и вернул ее к жизни. Силой этой пары восхищались не только люди, но и боги.

    Бог любви у римлян в искусстве

    Как уже было сказано, образ Амура используется в изготовлении различных сувениров, причем они могут отличаться действиями и внешним видом бога. В общем, каждое из воплощений имеет определенный смысл, который следует знать и учитывать. Амур может быть представлен в таких образах:

    1. С пылающим сердцем в руках – это знак любви, а сердце горит от чувств к объекту обожания.
    2. С рукой закрывающей огонь факела – это указание, что если пренебрежительно относиться к чувствам другого человека, то любовь может исчезнуть.
    3. Ударяющим по сердцу молотом – это символ того, что стоит умерить свой пыл и все делать осмысленно.
    4. С удочкой в руках – это указание на то, что человек часто проглатывает любовную приманку, и оказывается пойманным, а это приносит много проблем и огорчений.

    Психея или Психе (др.-греч. Ψυχή, «душа», «дыхание») - в древнегреческой мифологии олицетворение души, дыхания; представлялась в образе бабочки или молодой девушки с крыльями бабочки.

    Cupid and Psyche

    Жил был царь, три дочери которого славились по всему миру своей несравненной красотой. Психея, самая младшая из сестер, была так хороша, что подданные ее отца заявляли, что это она, а не Венера, должна называться богиней красоты, и предлагали воздавать все почести ей.


    William Bouguereau.Psyche

    Оскорбленная этим предложением, которое умная Психея отвергла, Венера решила показать наглецам, что девушка смертна, и не может почитаться, как богиня. Она велела своему сыну Купидону убить ее.


    Evelyn Demorgan Venus and Cupid

    Взяв лук и стрелы, смазанные смертельным ядом, Купидон отправился выполнять приказ матери и к ночи добрался до дворца. Он бесшумно прокрался мимо спящих стражей, прошел по пустым залам и, добравшись до комнаты Психеи, незаметно проскользнул туда. Он осторожно приблизился к кровати, на которой спала красавица, и наклонился, чтобы убить ее.


    Alphonse Legros - Cupid and Psyche (c.1867)


    Cupid and Psyche - Francois-Edouard Picot, 1817

    Но в эту минуту на ее лицо упал лунный свет и, пораженный красотой девушки, Купидон отпрянул. В эту же минуту он нечаянно поранился своей же собственной стрелой - эта рана принесла ему потом много страданий. Но Купидон еще не знал, как она серьезна. Он наклонился над спящей девушкой, чтобы запечатлеть в своем сердце ее прекрасные черты, а потом бесшумно вышел из комнаты, поклявшись, что никогда не причинит вреда ее невинности и красоте.


    DYCK, Sir Anthony van Cupid and Psyche

    Наступило утро. Венера, которая ожидала увидеть освещенный солнцем труп своей соперницы, заметила, что она, как обычно, играет в саду дворца, и поняла, что Купидон не выполнил ее приказа. Тогда она принялась досаждать девушке мелкими неприятностями и добилась того, что бедная Психея убежала из дома с твердым намерением покончить счеты с жизнью, которой больше не могла наслаждаться. Психея с трудом забралась на крутую гору и, подойдя к самому краю обрыва, бросилась с него, прямо на острые камни, видневшиеся внизу.


    Jean Baptiste Regnault.Cupid and Psyche, 1828

    Но Купидон, который с негодованием наблюдал за тем, как мать издевалась над девушкой, и понимал, что ничем не может ей помочь, невидимым шел за Психеей. Увидев, что она решила покончить с собой, позвал Зефира и попросил его подхватить девушку своими сильными, но нежными руками и унести на далекий остров. И вот, вместо быстрого падения и мучительной смерти, Психея почувствовала, как ветер несет ее над полями, горами и над сверкающими водами моря. Не успела она испугаться, как он легко опустил ее на покрытый цветами берег в самом центре великолепного сада.


    Louis Jean Francois Lagrenée - Amor and Psyche

    Пораженная, она медленно встала, протерла свои прекрасные глаза, чтобы убедиться, что это не сон, и с любопытством стала осматривать сад. Вскоре она увидела заколдованный дворец, чьи двери широко раскрылись перед ней, а нежные голоса предложили войти. Невидимые руки перенесли ее через порог и стали прислуживать ей.


    Жак-Луи Давид Амур и Психея 1817 г.

    Когда спустилась ночь и землю покрыла тьма, перед Психеей появился Купидон. В благоухающих сумерках он признался ей в любви и нежно умолял не отвергать его. И хотя угасающий свет не позволил ей разглядеть черты неизвестного юноши, Психея с нескрываемым удовольствием выслушала его слова и вскоре согласилась соединиться с ним. Купидон просил не пытаться узнать его имя или разглядеть его лицо, ибо в этом случае ему придется навсегда покинуть ее.


    Jacopo Sellaio, Florentine (c 1442-93), The Story of Cupid and Psyche

    Психея искренне поклялась, что будет уважать желания своего таинственного возлюбленного и предалась радости общения с ним. Они проговорили всю ночь, а когда над горизонтом забрезжили первые проблески зари, Купидон попрощался с Психеей, пообещав вернуться с наступлением ночи. Весь день Психея думала о нем, ждала его и, как только солнце село, поспешила в сад, наполненный пением птиц, затаив дыхание, стала ждать появления своего возлюбленного.


    Hugh Douglas HAMILTON (1740–1808)„Cupid and Psyche in the Nuptial Bower“, 1792–1793

    Дневные часы, проведенные в одиночестве, показались Психее нескончаемыми, зато ночь в обществе любви пролетела незаметно. Купидон мгновенно выполнял все ее желания. Покоренная его стремлением всячески угождать ей, она призналась, что очень хочет встретиться со своими сестрами и поговорить с ними. Пылкий влюбленный не смог отказать ей в этой просьбе, но Психея заметила, что он дал свое согласие неохотно, после некоторых колебаний.


    François Gérard - Cupid and Psyche.

    На следующее утро, гуляя по саду, Психея вдруг увидела своих сестер. Они бросились обниматься и засыпали друг друга вопросами, а потом уселись и стали беседовать. Психея рассказала о том, как пыталась покончить с собой, как чудом спаслась, как перенеслась по воздуху в этот великолепный дворец, как полюбила таинственного юношу, приходящего к ней ночью, - словом, обо всем, что случилось с ней после ухода из дома.


    William Bouguereau-LAmour et Psyche

    Старшие сестры всегда завидовали необыкновенной красоте Психеи. А когда они увидели роскошный дворец, в котором она теперь жила, и услыхали о прекрасном юноше, который влюбился в нее, то решили погубить ее счастье. И они принялись убеждать сестру, что она влюбилась в какое-нибудь
    чудовище, раз ее возлюбленный не осмеливается появиться перед ней при свете дня. Он, наверное, такой страшный, что боится испугать ее своим видом, и добавили, что если она не побережется, то он ее съест.


    Brocky, Karoly - Cupid and Psyche

    И они посоветовали бедной испуганной Психее спрятать в комнате своего любимого лампу и кинжал и, когда он уснет, тайно рассмотреть его. Если при свете лампы обнаружатся - в чем они ни капельки не сомневались - уродливые черты чудовища, то она должна заколоть его кинжалом. После этого, довольные, что им удалось посеять в душе Психеи сомнения, сестры ушли, оставив ее одну.

    Сестры вернулись домой, но из головы у них никак не выходила история, которую рассказала им Психея. В надежде обрести такие же роскошные дворцы и столь же прекрасных любовников, они тайком взобрались на высокую гору, бросились с обрыва и разбились.


    Jean-Pierre Saint-Ours - The Reunion of Cupid and Psyche

    Пришла ночь, и явился Купидон, которого Психея ждала с таким нетерпением. Но, измученная подозрениями, она с трудом их скрывала. Купидон безуспешно пытался развеселить ее, а потом лег спать. И, как только его ровное дыхание сообщило Психее, что любимый уснул, она осторожно зажгла лампу, схватила кинжал и потихоньку подойдя к кровати, наклонилась над спящим. Она подняла лампу повыше и увидела перед собой прекрасного лицом и телом юношу.


    Jacopo Zucchi - Amor and Psyche 1589

    Сердце Психеи радостно забилось, когда она увидела, что полюбила не чудовище, а грациозного юношу, и она забыла об осторожности. Она нечаянно наклонила лампу, и одна капля кипящего масла упала на
    обнаженное плечо Купидона.


    Корви, Доменико - Амур и Психея,

    Резкая боль разбудила Купидона. Увидев горящую лампу, сверкающий кинжал и дрожащую Психею, он сразу все понял. Он вскочил с ложа, схватил лук и стрелы и, бросив последний грустный и укоряющий взгляд на Психею, вылетел из открытого окна, воскликнув:

    Прощай! Без Веры нет Любви,
    А ты не веришь мне.
    Прощай! Не жди меня!


    Print made by Albert Haelwegh


    After Godfried Schalcken

    Не успел он исчезнуть в ночном мраке, как тихий ветерок сменился таким ураганом, что бедная испуганная Психея побоялась оставаться одна во дворце и выбежала в сад, где вскоре лишилась сознания. Когда она очнулась, ураган стих, солнце стояло высоко, а дворец и сад исчезли.


    Kinuko Y. Craft

    Бедная Психея провела здесь следующую и много других ночей, тщетно надеясь, что Купидон вернется к ней. Она горько плакала, кляня себя, что послушалась сестер. Наконец, она снова решила покончить с собой и бросилась в реку, но божество этой реки поймало ее и вытащило на берег, где его дочери, речные нимфы, вернули ее к жизни. Безутешная Психея, насильно возвращенная к жизни, бродила в поисках Купидона, расспрашивая всех, кого встречала на пути - нимф, Пана и Цереса, которые с
    сочувствием выслушивали ее рассказ и ее признания в любви.


    Cupid and Psyche by Kinuko Y Craft.

    Церес часто встречал Купидона и слыхал, что рану на его плече вылечила Венера. Он посоветовал Психее отправиться к богине красоты, поступить к ней на службу и с готовностью выполнять все ее задания. Только так можно было надеяться на встречу и примирение любовников.


    Cupid and Psyche. Bulino, 1855

    Психея поблагодарила Цереса за совет и, поступив на службу к Венере, стала трудиться с утра до позднего вечера, чтобы угодить своей строгой госпоже. Венера давала ей такие трудные задания, что девушка никогда бы не смогла выполнить их, если бы ей не помогали звери и насекомые, которые очень ее любили.


    Rebecca Guay.Cupid and Psyche

    Венера без конца испытывала ее преданность и выносливость и, наконец, в качестве последнего испытания решила послать ее в Гадес с заданием принести шкатулку со снадобьем, которое возвращало красоту всякому, кто мазался им. Рецептом этого снадобья владела только Прозерпина.


    Анни Свинертон Купидон и Психея 1891.

    Направляемая Зефиром, своим старым другом, Психея беспрепятственно миновала все ужасы Гадеса, передала Прозерпине просьбу Венеры и получила маленькую коробочку.


    Adolphe William Bouguereau.Le Ravissement de Psyche

    Ворота Гадеса уже закрылись за ней, и она почти уже выполнила порученное ей дело, как ей неожиданно пришло в голову смазать себе лицо волшебной мазью, чтобы уничтожить следы бессонных ночей и слез.


    William Bouguereau.Cupid and Psyche 1889

    Но она не знала, что в шкатулке был заключен дух Сна, который уложил ее спать прямо на дороге. Купидон, проходя мимо, увидел на лице Психеи следы страданий, вспомнил свою любовь к ней и все ее мучения и, загнав духа Сна обратно, разбудил Психею нежным поцелуем.


    Морис Дени Психея, открыв шкатулку со сновидениями подземного царства, погружается в сон 1908 г.

    И, взявшись за руки, они полетели на Олимп, где Купидон представил Психею, как свою невесту. Он обратился к содействию верховного олимпийского бога и с помощью его добился согласия небожителей на брак с Психеей, которая получила от Зевса бессмертиe и была приобщена к сонму богов.


    Раффэль.Фреска в (Villa Farnesina) Амур на Олимпе перед Зевсом.

    И даже Венера, забыв о своей зависти, приветствовала зардевшуюся румянцем невесту, которая, наконец-то, нашла свое счастье.


    Дени, Морис - В присутствии богов Юпитер дарует Психее бессмертие и празднует ее брак с Амуром

    Древние люди, для которых Купидон был символом сердца, считали Психею олицетворением души и наградили ее крыльями бабочки - это насекомое тоже было символом души, которая никогда не умирает.


    Помпео Батони.Бракосочетание Амура и Психеи 1756 г


    Франсуа Буше.Свадьба Амура и Психеи.


    Пеладжио Паладжи - Свадьба Амура и Психеи, 1808г.

    От брака Психеи с Эротом родилась Волупия, богиня олицетворяющая наслаждение.


    Giulio Romano. The Wedding Feast of Cupid and Psyche.


    GIULIO ROMANO. Cupid and Psyche.1526-28.Fresco


    Guillaume Seignac.The Awakening of Psyche


    Cupid and Psyche - Antonio Canova


    А. Канова Амур и Психея, 1808. Психея кладет на ладонь Амура бабочку...


    Цинтинатус Бароцци Амур и Психея


    Claude Michel (Clodion)(1738-1814) Cupid and Psyche

    Похожие статьи
    • Человек превращается в волка

      Вот уже многие века существует слово «зооантропия» . Это не предполагаемая возможность человеческого существа превращаться в животное посредством колдовского искусства, а патология. Со временем все больше людей считают себя животными, думают, что...

      Деньги
    • Совпадение чисел на часах: значение каждого сочетания цифр В течение дня

      Как связаны одинаковые числа с Вашей датой рождения и именем? Получите бесплатный доступ к уникальному анализу. Узнайте всё о своей судьбе, личности, будущем, отношениях, работе и многом другом. Значение цифр на часах в жизни каждого человека –...

      Зодиак
    • К чему увидеть масло во сне?

      Масло во сне чаще положительный знак. Оно сулит благополучие и намекает, что надо буквально «подмазать». полное же толкование зависит от дополнительных деталей сюжета. Сонники предлагают наиболее точную расшифровку. К чему снится масло по соннику...

      Жизнь