• Человек превращается в волка. Бестиарий: Бестиарий. Оборотни и вервольфы. В Мексике жить - по-волчьи выть

    17.08.2023

    Вот уже многие века существует слово «зооантропия» . Это не предполагаемая возможность человеческого существа превращаться в животное посредством колдовского искусства, а патология. Со временем все больше людей считают себя животными, думают, что могут вести себя, как животные, получая все их способности. Если отставить в сторону патологии, возникает вопрос: происходило ли это когда-либо? Унаследовали ли люди-волки, или ликантропы, зооантропическую магию?

    ЖИВОТНОЕ ВНУТРИ НАС

    Похоже, человек-волк является идеальным синтезом превращения человека в животное. Но существуют не только люди-волки, есть факты, подтверждающие существование людей-койотов, гиен и даже медведей.

    Когда впервые в истории появились так называемые люди-волки, неизвестно. Эксперты считают, что в действительности речь идет о тотемических формах проявления примитивной шаманской магии. Геродот говорил, что как греки, так и скифы считали магами жителей берегов Черного моря, которые обладали способностью превращения в волков в определенные дни в году, и по желанию приобретения человеческого облика. Существовали ли люди, которые действительно умели это делать?

    ВОЛКИ И КОЛДУНЫ

    Начиная с 15 века, ликантропия постепенно приобретала некоторую популярность в деревенской среде. Считается, что маги и колдуны обладали способностью заключать договора со злыми духами, и посредством этих сущностей им удавалось превращаться в людей-волков. Особенно часто такое получалось в полнолуние. По этому поводу демонолог Ланкре, один из самых известных в свое время, утверждал: «Дьявол с большим удовольствием превращается в волка, чем в другое животное, потому что волк – хищник и причиняет больше вреда, чем другие животные. А еще потому, что волк – смертельный враг барашка, в виде которого изображался Иисус».

    При поддержке церкви на людей-волков стали охотиться так же, как на ведьм. Даже правители крупных европейских стран верили в существование тех, кто страдал от так называемой волчьей болезни. Не будем далеко ходить: король Венгрии Сигизмунд, в свое время правитель Римской империи, сделал все возможное и невозможное, чтобы церковь признала существование людей-волков. И на Вселенском соборе в 1414 году было признано, что ликантропы реально существуют. Благодаря этому признанию охотники церкви принялись за дело: только во Франции в 1520-1630 годах было зафиксировано более 30 тысяч случаев столкновений с людьми-волками. Стоит вспомнить некоторые жуткие случаи, относящиеся к тому времени.

    ГАРНЬЕ-ПОЖИРАТЕЛЬ

    В 1573 году группа крестьян схватила Жиля Гарнье, который сознался в том, что съел не один десяток детей. Он умер на костре после того, как рассказал, что в ночи с растущей луной, а также в полнолуние чувствовал внутри себя сильную ярость. Он ощущал, как его тело испытывало жажду крови, и единственным выходом была, по его словам, охота на людей.

    РОЛЛЕ: НАЙДЕННЫЙ С ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ МЯСОМ

    В 1598 году крестьяне нашли в засеянном поле труп юноши, который пожирали волки. Увидев крестьян, волки попытались убежать в ближайший лес. Крестьяне преследовали хищников и, в конце концов, нашли в листве голого мужчину, сидящего на корточках. Он был испачкан кровью, и в его руках были куски человеческого мяса. Убийцей был слабоумный Жак Ролле, который утверждал, что обладает способностью превращаться в волка. От смерти на костре его спасло лишь то, что он был признан сумасшедшим.

    ГРЕНЬЕ – МОЛОДОЙ ВОЛК

    В 1790 году умственно отсталому Жану Гренье было 13 лет. В его лице было явно нечто подозрительное: присутствовали ярко выраженные собачьи черты, скулы очень очерчены, клыки заострены и, кроме того, он считал себя человеком-волком. Однажды он предупредил нескольких девочек, что страстно хочет их крови и плоти и когда зайдет солнце, он придет, чтобы съесть их. К несчастью, он выполнил свое обещание и напал на одну из девочек, но ей удалось убежать, хотя она была тяжело ранена. Гренье схватили, и во время суда он сказал, что лишь освободил на волю волка, который находился внутри него. Он утверждал, что имел способность превращаться в волка благодаря встрече с дьяволом в лесу, где он подписал с ним договор и получил шкуру волка.

    В суде молодой ликантроп сознался, что совершил много преступлений в личине волка.

    Новость отредактировал VENDETTA - 27-07-2012, 13:13

    С древних времен оборотни наводят страх и ужас на всех людей без исключения. Согласно поверьям оборотнем можно назвать человека, который может приобретать вид волка. Свое название оборотни получили от греческого слова «ликантроп», что переводиться, как «человек-волк». Но следует заметить, что в разных странах, люди, умеющие превращаться в волка, назывались по-разному. Например, во Франции, таких людей называли лугару; в других странах Европы – вервольф, веркодлак; в Трансильвании – волколок.

    Издревле главной задачей людей было понять, как узнать оборотня . По некоторым ярким признакам распознать оборотня можно в 2-х его видах как в образе человека, так и в образе волка. Для этого надо быть просто внимательным и знать несколько основных признаков оборотня.

    Как узнать оборотня в человеческом образе?

    Для начала следует заметить, что распознать оборотня в человеческом обличье намного тяжелее, чем, когда он находится в облике волка.

    1) Превращения в оборотня всегда проходит тайно, человек всячески старается это скрыть. Это приводит к тому, что человек ведет себя не совсем обычно. Как правило, человек-волк отличается повышенной импульсивностью, скрытностью, беспокойством, также его часто может одолевать беспричинная ярость и гнев. Как правило, беспокойное поведение ярче выраженно во время полнолуния. Но со временем оборотень может научиться держать эти признаки под контролем, поэтому обязательно следует знать и другие признаки ликантропии.

    2) Также ярким доказательством того, что человек оборотень, являются многочисленные ранения на теле. Как известно, процесс превращения человека в волка является очень болезненным, поэтому нередко человек оставляет на своем теле много глубоких ран. Также несясь по лесу с большой скоростью, оборотень тоже часто травмируется.

    3) Густые сросшиеся брови у человека, могут быть признаком оборотня.

    4) Маленькие уши с заостренным верхом.

    5) Длинные красные ногти или ярко-рыжие волосы.

    6) Сильная волосистость всего тела (особенно наличие волос на ладонях).

    7) Прежде как узнать оборотня в человеческом облике надо, посмотрев на него через зеркало. Как известно, зеркало показывает настоящий облик человека.

    8) Так как оборотни боятся серебра, то волк в человеческом облике никогда не будет носить на себе серебро. А если он до него прикоснется, на месте прикосновения появятся тяжелые и болезненные раны.

    9) У человека-волка указательный и средний палец одной длинны.

    11) Любовь к плохопрожаренному и сырому мясу.

    Как видно, узнать оборотня в человеческом облике не так тяжело, как может показаться на первый взгляд.

    Многих людей также сильно волнует вопрос: «Как узнать оборотня в его волчьем облике?». Существует несколько ярких признаков, которые легко позволят отличить простого волка от оборотня.

    Вот основные из них:

    1) У оборотня, в отличие от простого волка, колени выгнуты в обратную сторону.

    2) Оборотень может спокойно стоять на двух ногах.

    3) Ярко-красные глаза, также являются ярким признаком того, что перед вами не простой волк.

    4) Наличие очень короткой шерсти (бывает, что шерсти и вовсе нет).

    5) Если посмотреть на отражение оборотня в воде, то будет виден его человеческий облик, а не волчья пасть.

    6) Часто после превращения в волка, у оборотня остаются какие-то признаки человека (белая шкура, белая полоска на шеи, отсутствие хвоста).

    7) В отличие от простого волка, оборотня нельзя убить или хотя бы сильно ранить простым оружием. Для этого понадобиться серебряное оружие.

    8) Простые волки редко нападают на людей без видимой причины, в то время как оборотень, после превращения, начинает целенаправленную охоту на людей.

    Интересное про оборотней:

    << >>

    << >>


    Понятие «оборотень» знакомо почти всем народам. Для современного человека это слово ассоциируется с очередным «ужастиком» и является воплощением чего-то магического.

    На протяжении огромного количества лет официальная наука пыталась отнести оборотничество к чистому вымыслу, однако оказалось, что сделать это невозможно. Ведь факт остается фактом: рассказы о странных существах, собранные в разных уголках нашей планеты, совершенно необъяснимым образом совпадают. Сходство внешности, характеров, поведения, привычек оборотней в сказаниях различных народов не может быть обычной случайностью.

    Легенды утверждают, что «перевертыш» — это человек, который в течение нескольких мгновений может превратиться в зверя, а затем по истечении некоторого времени вернуть себе привычный облик. Оборотни феноменально сильны, практически неуязвимы (справиться с ними можно только при помощи серебра или обсидиана) и одержимы жаждой убийства.

    Трансформация обычного человека в монстра часто происходит бесконтрольно, во время полнолуния. Что же реального, в конце концов, нашли современные специалисты в кошмарных вымыслах древних и средневековых авторов?"

    Легенды об оборотнях, можно сказать, явление повсеместное и очень древнее. Они присутствуют практически во всех культурах. Европейские народы считали, что такими уникальными способностями обладали колдуны, которые для своих нужд принимали образ волка. Оборотнями также называли обычных людей, превращенных в волков волшебными чарами.

    Интересно, что аналогичные убеждения существовали также на других континентах, вот только в Африке вместо волка фигурирует леопард, в Индии — тигр, а в Южной Америке — ягуар. В Греции, правда, тоже считали, что люди могут превращаться исключительно в волков.

    Одна из легенд даже рассказывает об особом острове, который находился в Аркадии, посреди глухого болота. На нем якобы жила особая группа волков-людей, к которым мог присоединиться любой желающий, прошедший церемонию посвящения. Жители Эллады даже припадки эпилепсии считали одним из проявлений ликантропии.

    Особенно много легенд о людях, умеющих превращаться в волков, существует в Баварии. Правда, эти рассказы так тесно переплетаются с историями о вампирах, а внешности обоих вариантов «нечисти» столь схожи (и тот и другой имеют длинные зубы и когти), что отделить оборотня от упыря подчас очень сложно.

    Однако у «перевертышей», по мнению баварцев, очень узкие зрачки, и эти существа часто пристально вглядываются в лица обычных людей. К тому же, в северной Германии почему-то бытовало поверие, согласно которому произнесение слова «волк» в декабре провоцирует нападение оборотня на людей.

    Датчане пребывали в непоколебимой уверенности на счет того, что оборотня можно распознать, ориентируясь на форму бровей. А ирландцы верили, что оборотничество является чем-то сродни болезни и поэтому может поражать целые семьи.

    Существа с аномальными способностями в Ирландии описывались специфически. Например, наиболее известная легенда об оборотне из Мита гласит, что «перевертыш» пригласил в свой дом... священника. Падре должен был ухаживать за больной женой-волчицей хозяина.

    Со временем понятие «оборотень» сузилось. Так стали называть человека, умеющего превращаться в волка. Почему именно в этого зверя? Если внимательно проанализировать старые предания, станет ясна некая закономерность: рассказы о бесчинствах загадочных существ появились в то время, когда волки, расплодившись, начали представлять собой реальную угрозу жизни людей.

    В Средние века бытовало убеждение, что оборотнем можно стать по воле колдуна или ведьмы. Естественно, не было недостатка и в «рецептах», как от этой напасти избавиться. Особенно усердствовали жители Центральной и Восточной Европы. Здесь в XV—XVII веках развернулась самая настоящая жестокая «охота на ведьм».

    Несчастных, подозреваемых в колдовстве, зверски пытали, а затем сжигали на кострах, топили, колесовали или вешали. При этом оборотни «составляли компанию» очередной разоблаченной ведьме. Как говорится, «все это было бы смешно, когда бы ни было так грустно»: если верить официальным документам, в XVI веке французский парламент принял закон об истреблении «перевертышей».

    В результате, с 1520 по 1630 год в стране по обвинению в колдовстве и оборотничестве было уничтожено более 30 000 человек...

    Даже спустя три века страх перед «людьми-волками» не исчез. Французские крестьяне из отдаленных районов страны боялись выходить из дома по ночам: они опасались нападения Луп-Гару (французское название оборотня). Кстати, жители Бретани и Нормандии и по сей день верят в то, что человек может стать волком.

    Возможно, столь стойкое убеждение не будет казаться удивительным, если пролистать старинные документы. В 1521 году путешественник, проезжавший через французский приграничный городок Полиньи, подвергся нападению волка. Отбиваясь от обезумевшего зверя, человек нанес хищнику несколько ран мечом.

    Волк начал отступать к логову. Преследовавший его путник вышел к хижине некоего Михаэля Вердунга в тот самый момент, когда хозяину дома его супруга перевязывала раны, нанесенные мечом. Вердунга арестовали по обвинению в оборотничестве и доставили в город. Естественно, что под пытками задержанный долго хранить молчание не смог.

    Он признался, что натирал тело специальной мазью, при помощи которой превращался в зверя, и затем охотился на людей. Каннибала после суда сожгли на костре.

    Несколько позднее в Оверни рассматривали дело женщины-оборотня (властям сообщил о ней муж «волчицы), на счету которой было несколько человеческих жизней. Во время одной своей «охоты» «перевертыш» лишилась кисти руки; отрубленную конечность представили суду в качестве доказательства. После пыток и признания в совершении ряда преступлений женщину сожгли. Подобных свидетельств существует изрядное количество.

    В Восточной Европе, в Германии и Франции долгое время верили в то, что оборотень просто может менять свою кожу, выворачивая ее наизнанку стороной, якобы покрытой густым мехом. Для того же, чтобы вернуться в человеческое обличие, монстру достаточно проделать эту же операцию еще раз. Из-за этого суеверия тысячи людей были буквально порезаны на куски «правдоискателями», пытавшимися вывернуть их кожу «мехом наружу».

    В славянской мифологии оборотня называли вовкулаком (волкодлаком, волколаком). Характер он имел специфический; здесь явно произошло смешение фольклорных черт и элементов христианской демонологии. У славян, в отличие от народов Европы, в древности оборотень был персонажем... положительным.

    Наши предки считали факт «перекидывания» в зверя явлением абсолютно нормальным; к тому же, подобные практики, по уверениям древних, были достаточно распространенным явлением на славянской территории. Во всяком случае, Геродот без особого удивления констатировал тот факт, что племя невров (видимо, обитавшее на территории современной Беларуси) ежегодно на несколько дней меняет обличие, превращаясь в крупную стаю волков.

    А если вспомнить героический эпос наших предков, то в нем главный герой сплошь и рядом являлся оборотнем и описывался как существо божественного происхождения. Причем «диапазон» возможностей таких героев был удивительно широк.

    Герои в самый критический момент могли превратиться в тура, медведя, волка либо рысь, чтобы помочь справиться с превосходящими силами противника; в горностая либо куницу — чтобы пробраться в стан врага, выведать секреты либо напакостить в чужом складе и попортить оружие; в сокола — чтобы обозреть окрестности и быстро добраться до нужного места.

    Однако с принятием христианства в качестве официальной государственной религии все в корне изменилось. Прежние божества получили статус демонов; естественно, что обладающие экстраординарными способностями герои и «перевертыши»-помощники либо срочно «растеряли» свои необычные качества, либо превратились в чудовищ, столкновение с которыми грозит человеку муками и гибелью.

    Правда, несмотря на это, истории об оборотнях, время от времени меняющих человеческое обличие на волчью или медвежью шкуру, не потеряли своей популярности и продолжали занимать видное место в народном фольклоре.

    Одной из разновидностей легенд об оборотнях являются истории о детях, воспитывавшихся в волчьей стае и поэтому перенявших все повадки и привычки диких животных. К сожалению, подобные истории созданы на вполне реальной основе.

    Одним из наиболее ранних описанных случаев выкармливания малышей волками считается история Ромула и Рема. А в XIV веке в Гессе, в лесах около города, появилось странное существо. Когда в 1344 году «зверя» изловили, оказалось, что это — восьмилетний мальчик, полностью одичавший и ведущий себя совершенно по-волчьи.

    Приблизительно в те же годы в лесах Баварии нашли еще одного маугли. К-сожалению, для этого найденыша обстоятельства сложились практически безнадежно: мальчику было уже более 12 лет, и по крайней мере 10 из них он провел в волчьем логове.

    Одичалые дети не похожи на симпатичного Маугли из мультфильма. Они покрыты шрамами, болячками, не заботятся о своей гигиене, рычат и кусаются.

    «Диких» людей находили в разных странах, но наибольшее число их было обнаружено в Индии. С 1843 по 1933 год здесь поймали 16 детей-волков (обоих полов), несколько малышей-пантер, леопардов, обезьян и даже мальчика-антилопу.

    Трудно сказать, почему некоторых «человеческих детенышей» животные берут под свою защиту и воспитывают, как собственное потомство. Однако те маугли, которые выживали в джунглях, прекрасно приспосабливались к дикой жизни (даже их зубы изменялись!), четко повторяли повадки своих приемных родителей и практически утрачивали человеческий облик.

    Насильно оторванные от ставшей уже привычной жизни, в человеческом мире они быстро погибали... Уникумом в этом смысле стал мальчик-волк Дина: он «продержался» среди людей 20 лет и за это время с большим трудом научился прямо стоять, одеваться, пользоваться посудой и понимать окружающих.

    Конечно, одичавшие дети оборотнями считаться никоим образом не могут. Однако существование таких «полулюдей» оказало влияние на формирование легенд о страшных «перевертышах». Ведь внешность маугли и в самом деле страшна для обычного человека: «дикари» грязные, покрыты царапинами и болячками, со спутанными длинными волосами, с поломанными зубами; рот перепачкан кровью от съеденного сырого мяса.

    Ногти у них длинные, острые и прочные, поэтому напоминают когти хищника.

    Маугли принимают позы, свойственные животным, копируют поведение остальных членов «своей» стаи, издают абсолютно животные рычание и вой, а также отличаются особой свирепостью.

    О том, что настоящие оборотни все же существуют, парапсихологи говорили давно. Естественно, что представители официальной науки с таким утверждением категорически не соглашались. На протяжении столетий все попытки логически объяснить феномен «перевертышей» в просвещенных кругах считались откровенной чушью.

    Однако некоторые обстоятельства заставили специалистов с большим вниманием отнестись к «сказочной» проблеме. Относительно недавно заговорили о том, что в основе всех рассказов об оборотнях может лежать довольно редкое заболевание — ликантропия.

    Данная напасть получила название по имени царя Аркадии Ликаона, упомянутого в греческой мифологии. Легенда рассказывает, что этот правитель отличался несусветной жестокостью, приносил богам человеческие жертвы и даже попытался «угостить» Зевса, прибывшего к нему в гости, телом только что зарезанного ребенка.

    За все зверства боги превратили Ликаона в волка. При этом царь сохранял некоторые приметы своего естественного облика, понимал все происходящее с ним и даже пытался говорить.

    Итак, медики окрестили ликантропией особую форму умопомешательства, при которой больной начинает считать, что превратился в животное (чаще всего — в волка). К тому же, оказалось, что еще в глубокой древности знали об этом явлении.

    В Древней Греции данное заболевание называлось «волчьим сумасшествием». А Марцелл Сидст в 125 году до н. э. описал человека, пораженного ликантропией, указав при этом, что жертву недуга охватывает безумие, которое сопровождается не только волчьей свирепостью, но также приступами поистине зверского голода.

    Наконец и современные эскулапы обратили внимание на свидетельства своих древних коллег, а также на удивительную «живучесть» и широкую распространенность рассказов об оборотнях.

    В 1963 году в Королевское медицинское общество была представлена работа «О порфирии и этиологии оборотней». Ее автор, доктор Ли Иллис из Хэмпшира, во время проведения исследований обработал огромное количество документальных свидетельств и хроник, а также около 80 случаев подобных заболеваний, описанных и изученных дипломированными врачами.

    В результате он привел ряд аргументов, объяснявших вспышки ликантропии в Европе и других частях мира в разное время. По мнению доктора, все появления оборотней имеют под собой достоверное медицинское обоснование.

    Ли Иллис утверждал: «Я полагаю, что так называемые вервольфы (оборотни) прошлого, по крайней мере, в большинстве случаев, страдали от врожденной порфирии. Доказательство этому лежит в соответствии между симптомами этой редкой болезни и описанием оборотней во множестве дошедших до нас свидетельств».

    Автор работы указал, что порфирия является следствием редкого вида генетических нарушений. Они, в частности, приводят к тому, что у несчастной жертвы заболевания начинает развиваться особая кожная чувствительность к свету (особенно солнечному).

    Это явление носит название везикулярной эритемы и приводит к тому, что больной под действием света начинает покрываться воспаленными пятнами. Обычно поражение кожи сопровождается мучительными болями, в результате чего люди не только утрачивают человеческий облик, но и лишаются рассудка.

    Тем более что одним раздражением кожи дело не заканчивается. Воспаления довольно быстро превращаются в глубокие язвы, которые затем переходят на хрящи и кости. У больного постепенно разрушаются веки, нос, уши и пальцы. Иногда кожа жертвы бунта гормональной системы идет темными пятнами, а зубы из-за отложившегося в эмали порфирина приобретают красный или красно-коричневый цвет. В итоге больной, конечно, в волка не превращается, но становится существом, весьма далеким от человека в его физическом и психическом понимании.

    В общем, состояние страдающих порфирией, как оно обрисовано с медицинской точки зрения доктором Иллисом в его оригинальной работе, точно соответствует состоянию оборотня. Судите сами: больной предпочитает выходить из дома по ночам — дневной свет вызывает у него непереносимые боли; психические проявления болезни постепенно усиливаются, переходя от легкой истерии в маниакально-депрессивный психоз; воспаления на открытых частях тела и лице напоминают ссадины и укусы, типичные для «перевертыша». Борода у несчастного длинная и запущенная — из-за острого воспаления кожи ее не стригут и не бреют, а исказившиеся черты лица больного иногда напоминают страшную маску.

    Все эти классические признаки легендарного оборотня засвидетельствованы многими средневековыми судьями.

    Врач указывает, что порфирия имеет несколько разновидностей. Все они основываются на генных «сбоях» и возникают вследствие нарушения обмена веществ.

    Но та разновидность заболевания (врожденная порфирия), которая привела к рождению мифа о людях-оборотнях, по счастью, крайне редка.

    Однако вариант наследственности Иллис не только не исключил, но в некоторых случаях назвал закономерным. Ведь на развитие порфирии влияют как генетические отклонения, так и особенности климата каждой местности, продукты и способы питания.

    Этим, похоже, объясняется тот факт, что в Западной Европе «волчье безумие» было столь частым явлением и порой охватывало целые селения (особенно много подобных случаев зарегистрировано в Швеции и Швейцарии). А вот на Цейлоне никогда не слышали о подобной болезни. Легенды об оборотнях здесь тоже не зафиксированы.

    В наши дни нападения ликантропов на людей тоже происходят. Правда, нечасто. С 1990 года в Бразилии, Испании и Великобритании жертвами больных порфирией стали 46 человек. По данным США, в их стране существуют около тысячи людей, страдающих этой редкой и страшной генетической болезнью.

    Открытие Ли Иллиса положило начало исследованиям проблемы, с которой человечество сталкивалось с глубокой древности. Тем более что версия английского доктора прояснила далеко не все вопросы, связанные с оборотничеством. В частности, все источники упоминали о том, что «перевертыш» мог в нужный момент (чаще всего, спустя несколько часов) вновь обрести человеческий облик.

    Иллис писал, что «обратное превращение» является теоретически возможным, но... маловероятным. Объяснить, почему на оборотней так влияет стремительный рост луны, ученому также не удалось.

    Кстати, в тех редких случаях, когда появление «перевертыша» не связано с полнолунием, оно наблюдается в особых местах, описываемых как «черная земля», «черные скалы», «черные камни» (там, где присутствуют минералы или горная порода темного, почти черного цвета). Почему? На этот вопрос медицина не может пока дать ответ. Так что загадка человека-волка не раскрыта до конца и поныне...

    Несомненно, все слышали рассказы и легенды о существе, которое при свете солнца выглядит, как обычный человек, а при полной луне обращается в чудовище. ликан, перевертыш - у него много имен. Но не важно, как называется человек-волк, вопрос в другом: существует ли он на самом деле или это все плод чьего-то больного воображения?

    Животное внутри нас

    У каждого народа существуют свои традиции, верования, а также люди-волки, койоты, гиены и даже люди-медведи. Некоторые поклонялись человеку-змее, другие почитали человека-льва, а кто-то боялся людей-леопардов. Еще на заре цивилизации воины переодевались в шкуры убитых животных, чтобы получить их силу. Однако похоже, что именно оборотень (человек-волк) стал идеальным синтезом человеческого превращения в животное. Почему волк?

    Этот дикий зверь очень долго считался загадочным и непознанным существом. Волк опасен, прожорлив и необычайно силен. Человека всегда пугала способность зверя подкрасться тихо и незаметно. Кроме того, у волка есть невероятная способность оборачиваться на звук сразу всем корпусом, что добавляет ему устрашения.

    Когда впервые появились люди-волки, история умалчивает. Эксперты приходят к выводу, что здесь речь идет о примитивной магии шаманов и тотемных ритуалах. Геродот упоминал, что скифы и греки считали жителей берегов Черного моря магами, способными превращаться в волков в определенные дни года. Но так ли это на самом деле?

    Волки и колдуны

    Ликантропия (так называют способность превращаться в волка) начала приобретать популярность с XV века. Люди верили, что деревенские шаманы заключали сделки с дьяволом и злыми духами во время полной луны и в обмен на проданную душу получали «волчью сущность».

    Один из самых известных демонологов в мире Ланкре утверждал, что «человек, превратившийся в волка - это не кто иной, как сам дьявол, который в обличии свирепого зверя бродит по земле, чтобы причинять боль и страдания». Кроме того, волк - это заклятый враг ягненка, который символизировал и изображал Иисуса.

    Церковь объявила на оборотней такую же охоту, как и на ведьм. И даже правители крупнейших стран Европы верили, что существует так называемая «волчья болезнь». К примеру, венгерский король Сигизмунд приложил немалые усилия, чтобы церковный в 1414 году признал, что люди-волки реально существуют. Данное признание положило начало самой настоящей травле оборотней по всей Европе. Только во Франции в период с 1520 по 1630 годы было зафиксировано более 30 тысяч случаев столкновения с ликантропами. Стоит вспомнить самые жуткие случаи того времени.

    Гарнье-пожиратель

    В 1573 году за многочисленные убийства детей был арестован Жиль Гарнье, который сознался, что он - человек-волк-одиночка. По его словам, однажды ночью во время охоты ему явился дух и предложил свою помощь. Призрак подарил Жилю чудодейственный бальзам, при помощи которого можно было превращаться в волка. Но делать это стоило только в полнолуние и в ночи с Только в это время ощущалась вся ярость и мощь зверя. Гарнье рассказал на суде, что совершил убийства четверых детей в возрасте до 14 лет. В шкуре волка он не просто убивал, но и поедал плоть своих жертв. Рассказ убийцы был полон самых жутких и мерзких подробностей.

    Жиля Гарнье признали виновным в «преступных деяниях, которые он совершил после превращения в волка, а также в колдовстве». Убийца был сожжен на костре в январе 1573 года.

    Гандильон - семейство оборотней

    В 1584 году в небольшой горной деревне недалеко от города Сен-Клод оборотень напал на маленькую девочку. Ее шестнадцатилетний брат, бросившийся ей на помощь, был разорван на части. На крики детей прибежали селяне и закидали зверя камнями до смерти. Каково же было всеобщее изумление, когда мертвое чудовище превратилось в обнаженную юную девушку. Это была Перенетт Гандильон.

    В результате под арестом оказалось все семейство Гандильон. Вероятно, они при помощи какой-то вводили себя в состояние психоза оборотня. Городской судья Боге, который рассматривал это дело, лично наблюдал за семейством в тюрьме и проводил дознание. В своем труде под названием «Рассказы ведьм» он написал, что семья Гандильон - самые настоящие люди-волки. Они ползали на руках и ногах, выли на луну и вообще потеряли человеческий вид: их глаза были налиты кровью, тела покрыты густой шерстью, а вместо ногтей - огрубевшие когти. Между прочим, юрист Боге был не из легковерных. И его наблюдения подтверждаются и другими официальными отчетами о ликантропах, заполонивших Францию.

    Ролле - человек, превратившийся в волка

    Этот случай произошел в 1598 году. На засеянном поле крестьяне нашли труп молодого мужчины, возле которого бродил волк. Люди погнались за зверем, пытавшимся удрать в чащу леса. Они преследовали его до огромных зарослей можжевельника. Охотники решили, что зверь в западне. Но вместо волка в кустах сидел абсолютно голый мужчина, весь перепачканный свежей кровью, с куском в руках. Это был Жак Ролле.

    На допросе он заявил, что может превращаться в волка при помощи колдовского бальзама. Ролле также признался в многочисленных убийствах, которые он совершил вместе со своим братом и сестрой в обличии волков. От казни его спасло только то, что суд признал его сумасшедшим.

    Человек с головой волка

    Тринадцатилетний Жан Гренье был умственно отсталым. Но дело даже не в этом. А в его лице. В нем были ярко выражены собачьи черты: сильно очерченные скулы, заостренные клыки и налитые кровью глаза. Жан верил, что он самый настоящий человек-волк.

    Однажды он признался девочкам, что больше всего на свете хочет их съесть, и когда зайдет солнце, он это сделает. Конечно, Жану не поверили и даже посмеялись над ним. Но, когда зашло солнце, мальчик свое обещание исполнил. Он напал на девочку и очень сильно искусал, но ей удалось сбежать. Гренье был арестован. Во время суда над ним мальчик заявил, что в нем живет волк, и он может освобождать его, когда заходит солнце. По словам молодого ликантропа, свои возможности он получил от самого дьявола.

    Патология

    Все эти случаи, несомненно, ужасны. Кровожадные убийства, растерзанные дети… Но если присмотреться внимательнее, то станет ясно, что все преступления совершались людьми, мягко говоря, эмоционально нестабильными.

    Так, в психологии существует понятие «зоотропия». И это вовсе не возможность человека превращаться в животное при помощи магии, а самая настоящая патология. И заключается она в том, что люди считают себя животными и думают, что если будут вести себя так же, то получат их способности.

    Существует даже отдельный вид этой патологии - психоз оборотня (ликантропия или люпиномания). Когда страдающий психическим расстройством человек действительно может верить в то, что во время полнолуния он превращается в оборотня. Больной на самом деле ощущает, как на нем растет шерсть, видит, как заостряются и удлиняются ногти, как его челюсти увеличиваются и вырастают клыки. Такой «человек-волк», сгорающий от нетерпения проливать кровь, бродит по улицам в поисках своей жертвы и может на самом деле серьезно покусать, поцарапать, покалечить и даже убить.

    Сила мысли

    Некоторые психологи считают, что психоз оборотня способен вызвать разительные перемены внешности у больных. Конечно, потери человеческих качеств не произойдет: хвост не вырастет, руки, хоть и с когтями, в лапы не превратятся, а лицо станет похожим, скорее, на обезьянью морду или неандертальца, но никак не на волка.

    Ученые просто поражаются метаморфозам, которые могут происходить в в результате самовнушения и силы воли. Зарубцовываются раны, сдуваются ожоги. Так почему же нельзя путем интенсивного самовнушения уподобиться волку?

    Кроме того, если послушать людей, превративших себя в волков, можно узнать об определенных ритуалах - прелюдии к метаморфозе. Например, выпить воды из волчьего следа, съесть мозг зверя или провести ночь в его норе.


    Волкодлак, волколак, волкулак, вовкулак, в славянской мифологии человек-волк; оборотень ; колдун, способный превращаться в волка и обращать в волков других людей. Легенды об оборотне общи всем славянским народам. В представлениях о волколаке соединились черты фольклорного образа и заимствования из представлений о христианской демонологии.

    Исключительная архаичность представлений об оборотнях явствует из того, что в других индоевропейских традициях (в частности в хеттской) превращение жениха в волка связывается с распространенной формой брака — умыканием (насильственным уводом невесты).

    Древность этого образа подтверждается также летописью 1282 года, повествующей о волколаке, который «гонит облака и изъедает луну» (славяне долго хранили веру в волхвов-облакогонителей, которые превращались в волков, поднимались на небо и призывали дождь или разгоняли тучи).

    По мнению Ф. Буслаева, «остаток этого предания доселе сохранился в пословице: «Серый волк на небе звезды ловит.» В отличии от мифологии народов Европы, у славян оборотень изначально был положительным персонажем, да и факт оборотничества воспринимался в принципе как нормальное явление. Необычное — да, но не в коем случае — не страшное и ужасное.

    Косвенно это подтверждает и древний русский заговор, записанный Сахоровым:

    «На море, на океане, на острове Буяне, на полой поляне светит месяц на осинов пень, в зелен лес, в широкий дол. Около пня ходит волк мохнатый, на зубах у него весь скот рогатый, а в лес волк не заходит, а в дол волк не забродит. Месяц, месяц — золотые рожки! Расплавь пули, притупи ножи, измочаль дубины, напусти страх на зверя человека и гада, чтобы они серого волка не брали, теплой шкуры с него не драли. Слово мое крепко, крепче сна и силы богатырской.»

    Обращение в волка было уподоблением одному из наиболее почитаемых и могущественных, наделяемых сверхъестественными силами зверей. Имя этого зверя было настолько священным, что его нельзя было произносить в слух, поэтому вместо «волк» говорили «лютый», а мужчин некоторых племен называли «лютичи».

    Способность превращаться в волка издревле приписывалась «особо сильным» колдунам и, видимо, составляла необходимую часть определенных обрядов. «Оборотиться», «обвернуться» (превратиться) нередко буквально означало «перевернуться», то есть перекувырнуться, «переброситься через себя» или через условную границу.

    «Оборачиваясь», человек как бы переворачивался той стороной своего существа, которая приобщена к высшим силам мира, к почитаемым зверям, птицам, рыбам — «предкам, родственникам и покровителям».

    В повествованиях об оборотнях грань между человеком и зверем — узенькая полоска ножа, веревки, ветки, в сущности, она проходит через самого оборотня: он и человек, и животное одновременно. Практика оборотничества была настолько распространена среди славянских племен, что Геродот описывает ежегодное превращение невров (славянское племя, предположительно обитавшие на территории Белоруссии) на несколько дней в волков, как нечто само собой разумеющееся.

    А славянский героический эпос, вообще, характеризует главного героя оборотня как существо божественного происхождения. При рождении русского героя-волка Волги Всеславовича:

    А и на небе просветя светлел месяц,
    А в Киеве родился могуч богатырь,
    Как бы молоды Вольх Всеславьевич.
    Подрожала сыра земля,
    Стреслося славное царство Индейское,
    А и синея море сколыбалося
    Для-ради рождения богатырскова,
    Молода Вольха Всеславьевича.

    Подобные катаклизмы и природные явления сопровождали рождение стихийных славянских божеств. Многие исследователи проводят параллели (правда, весьма условные), согласно которым Вольх — это киевский князь Олег, считавшийся вещим (другим словом для обозначения волколака было слово, образованное от глагола vedati — «знать»: укр.вiщун — «волк-оборотень», др.-чеш.vedi — «волчицы-оборотни», словен. vedomci, vedunci, vedarci — «волки-оборотни»).

    Впрочем таким князем-оборотнем был и не менее прославившийся Всеслав Полоцкий (вторая половина 11 в.), который «...князьям города рядил, а сам в ночи волком рыскал... Херсоню великому волком путь перерыскивал...» (Слово о полку Игореве).

    Другим славянским оборотнем, героем белорусского и сербского эпосов, был Змей Огненный Волк. Его образ также восходит к общеславянскому мифу о герое-волке. Он рождается от Огненного Змея, появляется на свет в человеческом облике, «в рубашке» или с «волчьей шерстью» — приметой чудесного происхождения. Может оборачиваться волком и другими животными, в том числе — птицей; совершает подвиги, используя способность превращать себя (и дружину) в животных.

    Многие из существ низшей мифологии тоже имели склонность к оборотничеству, леший, например, очень часто превращался в белого волка (белого царика) или в волчьего пастыря.

    С принятием христианства все прежние божества были низвергнуты и объявлены демонами. Не обошла эта участь и оборотней, которые из божеств-помощников и героев-богатырей стали жуткими чудовищами ночных кошмаров. Среди русских крестьян XXвека вера в оборотничество, в общем, угасает, хотя рассказы об оборотнях — волках и медведях до сих пор популярны в некоторых районах России.

    ПРИМЕТЫ ОБОРОТНЯ

    Основной приметой волколака, как и героя-волка, является заметная от рождения «волчья шерсть» (сербохорв. Вучка длака, словенск. Volcja dlaka) на голове (сравни тождественную древнеисландскую примету — vargshar, «волчьи волосы» оборотня).

    Также узнать оборотня можно по тому, что у них коленки задних ног повернуты вперед, как у человека, а не назад, как у животного. Вынужденные волколаки людям не причиняют вреда, кроме тех, кто их «испортил». Те не должны попадаться им на глаза.

    Когда оборотень подходит напиться к воде, там отражается не волк, а человеческий образ.

    Отличали животных-оборотней по необычному поведению, реже — по каким-то чертам в их облике (белая полоса на шее волка, белый цвет шкуры, отсутствие хвоста).

    СПОСОБЫ ПРЕВРАЩЕНИЯ

    Самым первым известным способом превращения было оборачивание с помощью заговоров и обрядов («премудростей»):

    Втапоры поучился Волх ко премудростям:
    А и первой мудрости учился
    Обертываться ясным соколом,
    Ко другой-то мудрости учился он Волх
    Обертываться серым волком,
    Ко третей-то премудрости учился Волх
    Обертываться гнедым туром — золотые рога.

    Перекидывание. Самый распространенный способ. Человек наделенный «сверхъестественными» способностями, становится волком, «перекинувшись» (перевернувшись) через воткнутый в гладкий пень или землю нож или топор. Перекидывались также через коромысло, пень, обручи, двенадцать ножей, веревку, ветку дерева, огонь на печном шестке, через сердцевину упавшего дерева или просто перекувырнувшись «против солнца» и т.п.

    Простые люди могли сделаться волками, переступив через заговоренную колдуном вещь. Также для того, чтобы превратить человека в волка, колдун или ведьма набрасывают на него звериную шкуру, ленту или пояс (повязывая им).

    Одевание волчьей шкуры. Один из древнейших способов превращения, практиковался еще волхвами.

    Превращение на свадьбах. Считалось, что особо сильные колдуны могли «пустить волками» целые свадебные поезда. Для этого колдун берет столько ремней и мочал, сколько в поезде лиц, нашептывает над этими вещами заклятье, и кого потом подпояшет таким поясом, тот и становится волком. Иногда ведьма перекапывает едущему от венца поезду дорогу небольшим ровиком: едва поезд наедет на это углубление как лошади падают мертвые, а люди убегают в зверином образе и т.п.

    Превращение «по слову матери». Тоже самое, что и превращение по проклятью. Волколаки превращенные по слову матери не должны не в коем случае есть сырое мясо, иначе навсегда волками останутся.

    Оборотнями становятся дети, похищенные нечистой силой.

    СПОСОБЫ ВОЗВРАЩЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЛИКА

    Перекинуться через волшебный предмет в обратную сторону.

    Вытащить волшебный топор из пня.

    Волк станет человеком по истечении времени, условленного заклинанием.

    Накрыть волка человеческой одеждой.

    Некоторые колдуны накладывают особые условия для возвращения человеческого облика: в быличке солдат заставляет покойницу попадью, обратившую свадебный поезд в волков, указать путь к их спасению; для этого необходимо собрать оборотней: «Дам я тебе трубочку. В эту трубочку потруби — они все к тебе придут. Оторву тебе шматок от савана. Этим их покури — они опять люди будут.» (Псковская область).

    Накормить оборотня «благословленной едой», т.е. такой едой, которую благословили.

    Обвязать оборотня поясом с узлами, завязывая которые пришептывали «Господи, помилуй».

    СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ОТ КОЛДУНОВ И ОБОРОТНЕЙ

    Молодоженов и свадебные поезда всегда охранял специально приглашенный колдун — вежливец и дружка, «шафер со стороны жениха», на юге называемый «волком».

    Обезапасить себя от оборотня (прежде всего — от оборотня-колдуна) можно было, ударив его наотмашь, искалечив (поранив волка-оборотня, подковав ведьму-лошадь).

    От оборотней защищал «змеиный топор» (топор, которым убили змею).

    Если похитить одежду колдуна или предмет, через который он оборачивался, то оборотень не сможет принять человеческий облик.

    Чтобы оборотень не стал после смерти упырем ему перерезали пяточные сухожилия, а глаза (или рот) зажимали монетами.

    Образ, подобный волколаку, человеку-волку, оборотню, есть в верованиях многих народов (английский Беовульф, немецкий Вервольф и т.п.). Верование в волколаков относится к эпохе, когда возможно было представление человека в образе зверя и когда люди, находясь в постоянном общении со зверями, умели, по пословице, с волками выть по-волчьи: как ни странно это покажется, а летописцы это искусство действительно приписывали некоторым лицам.

    Так, в Лаврентьевской летописи читаем: «...и яко бысть полунощи, и встав Боняк и отьеха от вой, и поча выти вольчски, и волк отвыся ему, и начаша волци выти мнози.»

    Так или иначе, представления о том, что под шкурой волка может находиться мужчина или женщина, отразили веру в родство и единство всего живого: здесь волк — «хозяин» леса, зверей и одновременно «старший» родственник, покровитель, предок человека, «сильный» колдун, волк-волхв. Человек же, в свою очередь, — «превращенный волк», который (особенно колдун) черпает в этом родстве силы, а в критические моменты жизни может вновь стать волком.

    Похожие статьи
    • Человек превращается в волка

      Вот уже многие века существует слово «зооантропия» . Это не предполагаемая возможность человеческого существа превращаться в животное посредством колдовского искусства, а патология. Со временем все больше людей считают себя животными, думают, что...

      Деньги
    • Совпадение чисел на часах: значение каждого сочетания цифр В течение дня

      Как связаны одинаковые числа с Вашей датой рождения и именем? Получите бесплатный доступ к уникальному анализу. Узнайте всё о своей судьбе, личности, будущем, отношениях, работе и многом другом. Значение цифр на часах в жизни каждого человека –...

      Зодиак
    • К чему увидеть масло во сне?

      Масло во сне чаще положительный знак. Оно сулит благополучие и намекает, что надо буквально «подмазать». полное же толкование зависит от дополнительных деталей сюжета. Сонники предлагают наиболее точную расшифровку. К чему снится масло по соннику...

      Жизнь