• Что такое церковь краткое определение. Христианская церковь. Смотреть что такое "церковь" в других словарях

    27.10.2021

    греч. kyriake, букв. – божий дом) 1) особый тип религиозной организации, объединение последователей той или иной религии на основе общности вероучения и культа. Главные признаки церкви: наличие более или менее разработанной догматической и культовой системы; иерархический характер, централизация управления; разделение принадлежащих к церкви на духовенство и мирян (рядовых верующих); 2) здание для отправления христианского религиозного культа, имеющее помещение для молящихся и алтарь.

    Отличное определение

    Неполное определение ↓

    Церковь

    Русское слово "церковь" происходит от греч. kyriakon "домГоспода", "храм". В русском пер. НЗ оно соответствует греч. ekklesia. Греч, ekklesia в НЗ встречается и в общем, нерелигиозном значении "собрание" (Деян 19:32,3941).

    ВВЗевр. словоqahal означает "собрание народа Господня" (напр., Втор 10:4; 23:23; 31:30; Пс 21:23); в греч. пер. ВЗ, Септ., оно передается словами ekklesia или synagoge. Даже в НЗ ekklesia дважды встречается в значении "собрание израильтян" (Деян 7:38; Евр2:12), нов остальных случаях оно обозначает христианскую Церковь как местную (напр., Мф 18:17; Деян 15:41; Рим 16:16; 1 Кор4:17; 7:17; 14:33; Кол 4:15), так и вселенскую (напр., Мф 16:18; Деян 20:28; 1 Кор 12:28; 15:9; Еф 1:22).

    Происхождение Церкви. Согласно Матфею единственному из евангелистов, у крого встречается это слово, Церковь ведет происхождение от самого Иисуса (Мф 16:18). Однако с исторической точки зрения это место у Матфея вызывает некрые сомнения. Иисус произносит слово "Церковь" всего два раза в Мф 16:18 и 18:17. Возникает вопрос: почему слова Мф 16:1719, если их действительно сказал Иисус, пропущены в Мк? К-ром е того, если бы Иисус считал, что Бог вскоре установит свое царство на земле (ср. Мк 9:1; 13:30), Он бы не стал учреждать Церковь, имеющую власть связывать и решать, т.е. право решать, что допустимо и что недопустимо по Его учению. Возможно, Мф 16:1719 следует понимать как декларацию независимости Сирийской церкви от синагоги, исходящую от общины первых христиан, последователей Петра.

    Т.о., встает вопрос: считал ли Иисус, что должен создать Церковь? Искать ответа в церковной догматике бесполезно; его можно найти только при внимательном чтении НЗ. Выводы будут зависеть от того, в какой степени мы приписываем слова Иисуса Ему самому, а не Церкви, образовавшейся после воскресения, а также от интерпретации таких наименований, как "Сын Человеческий", и притч о неводе, о закваске, о сеятеле (Мф 13:4750; 13:33; Мк 4:120) и др. Критический подход к НЗ дает основания предположить, что проповедь Иисуса не имела целью учредить Церковь. Скорее причины для создания Церкви и ее существования во имя веры в воскресшего Господа содержатся в самой жизни Иисуса Христа и в Его учении.

    Сущность Церкви. На протяжении всей истории Церкви ее сущность оставалась предметом нескончаемых споров между различными группами христиан, стремившимися доказать общезначимую ценность своей собственной формы существования. В первые века христианства донатисты Сев. Африки, считая главным соблюдение первоначальной чистоты, утверждали, что библейским нормам соответствует только их Церковь. В Средние века различные секты определяли сущность Церкви. Т.о., чтобы доказать, что единственно истинная их, а не Римская католическая церковь, последователи Арнольда Брешианского выдвигали на первый план бедность и близость к народу; вальденсы буквальное следование учению Иисуса и проповедь Евангелия. Католики настаивали на том, что истинна лишь та Церковь, во главе крой стоит папа Римский, преемник ап. Петра. Реформаторы Мартин Лютер и Жан Кальвин различали, вслед за Джоном Уиклиффом, Церковь видимую и невидимую, состоящую из избранных. Любой человек, в т.ч. и сам папа, может, по их мнению, принадлежать к видимой Церкви, не будучи членом Церкви истинной, невидимой.

    Если мы хотим остаться верными духу НЗ, необходимо признать, что сущность Церкви складывается из множества образов и понятий. В приложении к книге "Образы Церкви в Новом Завете" (Images of the Church in the New Testament) П. Минир приводит 96 образов, разделенных на следующие группы: 1) малое стадо; 2) народ Божий; 3) новое творение; 4) содружество верующих; 5) Тело Христово. Приведем лишь некрые из этих образов, чтобы дать представление об их разнообразии: соль земли, письмо Христово (2 Кор 3:3), виноградная лоза, избранница, Невеста Христова, изгнанники, посланцы, избранный народ, святой храм, священство, новое творение, освященные слуги Владыки, сыны Божии, свои Богу (Еф 2:19), члены Христовы, духовное Тело.

    При всем разнообразии этих образов можно выделить несколько связывающих их между собою основных понятий. Еще на Константинопольском соборе (381) и повторно на соборах Эфесском (431) и Халкидонском (451) Церковь провозгласила себя "единой, святой, соборной и апостольской".

    Церковь едина. По данным " Всемирной христианской энциклопедии" (World Christian Encyclopedia, 1982), в нач. XX в. церковных деноминаций было 1900. Сейчас их ок. 22 тыс. Противоречат ли эти громадные цифры теологическому догмату о единстве Церкви? Ответ может быть только один: нет.

    Прежде всего, о единстве Церкви недвусмысленно свидетельствует НЗ. Ап. Павел в 1 Кор 1:1030 предостерегает против раскола Церкви и зовет людей объединиться во Христе. В том же послании он говорит, что, хотя дары различны, тело едино (ср. Рим 12:38). ВИн говорится об одном стаде и одном Пастыре (10:16); Иисус молится о том, чтобы Его последователи были едины, так же как едины Отец и Сын (17:2026). Ап. Павел в Гал 3:2728 утверждает, что все едины во Христе, без различия расы, общественного положения и пола. Деян 2:42 и 4:32 тоже красноречиво свидетельствуют о том, что Церковь одна. Пожалуй, полнее всего эта идея выражена в проникновенных словах Еф 4:16: "Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и чрез всех, и во всех нас" (ст. 46).

    Однако единство не означает единообразия. Церковь с самого начала существовала в виде местных церквей (Иерусалимской, Антиохийской, Коринфской, Эфесской и др.); и в этой единой н.з. Церкви не было не только обрядового или структурного единообразия,но и единообразной теологии. Современный экуменизм, выросший из миссионерского движения XIX в., поставил Церковь перед необходимостью признать, что "Бог хочет единства" (конференция "Вера и порядок", Лозанна, 1927). Нынешние христиане должны стремиться к тому, чтобы жить в единстве, но не навязывать Церкви большего единообразия в обряде, структуре и теологии, чем то, какое было в н.з. Церкви. Единство станет возможным тогда, когда мы перестанем относиться к нашей Церкви или деноминации как к лозе, а к остальным как к ее ветвям. Лоза это Иисус, а мы все Его ветви.

    Церковь свята. По свидетельству 1 Кор, христиане совершали кровосмешения (5:1), вели друге другом тяжбы в суде язычников (6:6), обманывали друг друга (6:8), вступали в связи с блудницами (6:16). В Риме слабые христиане судили сильных, а те, в свою очередь, презирали их (Рим 14:10). Это лишьчасть того, что нам известно из НЗ о реальности греха в Церкви; впрочем, убедиться в этом можно и без исторических экскурсов достаточно взглянуть на положение дел в Церкви XX в. Не противоречит ли наличие греха теологическому утверждению о святости Церкви? Ответ опять будет отрицательным.

    За время существования Церкви были предложены различные объяснения того, что святая Церковь в то же время греховна. Донатисты, гностики, новациане, монтанисты, катары и другие секты решали эту проблему простейшим способом утверждая, что святостью обладают только они, а все прочие вообще не входят в Церковь. Но в 1 Ин сказано,что Церковь, края не исповедует никаких грехов, это не Церковь. Другие полагали, что, хотя члены Церкви греховны, сама она свята. Но Церковь не существует как чисто абстрактное понятие, она состоит из грешных людей. Гностики считали, что греховно тело, а душа свята. Но библейская антропология придерживается мнения, что грех присущ человеку как единому и нераздельному существу.

    Решение в том, чтобы осознать библейское понятие святости. Свят тот, кто отделен от всего нечистого и посвящен служению Богу. Это не значит, что христианин свободен от греха. Ап. Павел говорит о себе: " Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился..." (Флп 3:12) и, обращаясь к коринфским христианам, называет их "освященными" и "святыми". Святость христиан в том, что они избраны для служения Богу и отделены от неверных (2Фес 2:13; Кол 3:12 и др.).

    Церковь соборна. Погреч. и полат. это понятие выражается словом katholikos (catholicus) "всеобщий". Хотя в НЗ слово не встречается как определение Церкви, само понятие библейское. В нач. II в. Игнатий Антиохийский писал:" Где будет епископ,там же должна быть и паства, подобно тому, как где Иисус Христос там и соборная Церковь" ("Послание к смирнянам"). Лишь начиная с III в. слово "соборный" стали использовать по отношению к "правоверным" христианам, чтобы отделить их от раскольников и еретиков. Т.о., говоря о "соборной" Церкви, мы имеем в виду всю Церковь, включающую всех христиан, объединенных общим происхождением, целями и верой в единого Господа.

    Любая церковь соборна, но соборная Церковь не сводима к поместным церквям. Соборная Церковь включает в себя верующих прошлых поколений и верующих, принадлежащих к любым культурам и обществам. Можно сожалеть о том, что разработка теологии и стратегии миссионерства в Западной церкви слишком долго проходила без связи с церквями Африки, Азии и Лат. Америки двух третей мира. По данным "Всемирной христианской энциклопедии", белые составляют сейчас 4 7,4% от общего числа христиан; впервые за 1200 лет они перестали быть большинством христианского населения. 208 млн христиан говорят на испанском языке, 196 на английском, 128 на португальском, далее идут немецкий, французский, итальянский,русский,польский, украинский и голландский.

    Апостольская Церковь. В Еф 2:20 сказано, что Церковь утверждена "на основании Апостолов и пророков, имея самого Иисуса Христа краеугольным камнем". Под апостолами имеются в виду те, что были свидетелями Христова служения, под пророками христианские пророки, крые возвещали Его воскресение. Прежде считалось, что весь НЗ написан апостолами или людьми, тесно с ними связанными. Многие современные исследователи считают сомнительным, что именно апостолы написали евангелия, Деян, послания Иакова, Петра и Иуды, Откр, а также подвергают сомнению или отрицают, что ап. Павел создал Еф, Кол, 1 и 2 Тим, Тит и Евр. Но нельзя отрицать, что, независимо от того, кто написал евангелия и послания, они вошли в канон Церкви; она приняла их как руководства для веры и жизни. И все же безотносительно к авторству Церковь канонизировала эти произведения и приняла их в качестве нормы для веры и практики. Значит, содержание этих текстов норма, с крой нужно соизмерять жизнь Церкви. Церковь может оставаться единой, святой и соборной лишь при условии, что она остается апостольской.

    Утверждение об апостольской Церкви не означает, что нужно установить прямую преемственность, восходящую к конкретным людям. Оно говорит о том, что весть и миссия апостолов, известные нам из Св. Писания, должны быть вестью и миссией всей Церкви.

    Определения "единая, святая, соборная и апостольская " достаточно четко и ясно передают сущностную природу Церкви, оставляя место для различий между конфессиями и церквями в соответствии с тем, какими способами КЙЖ" дая из них осуществляет миссию и служение в мире. Как говорилось выше, в НЗ используется около сотни образов, имеющих отношение к Церкви. Один из важнейших и особенно полно передающих природу Церкви Тело Христово.

    Тело Христово. Из н.з. авторов это выражение используется только ап. Павлом. Важно отметить, что он говорит о Церкви именно как о Теле Христовом, но не как о теле христиан. Ученые расходятся во мнениях относительно того, насколько буквальный смысл вкладывал Павел в выражение "тело Христово". Позволительно сказать, что образ этот можно, пожалуй, понимать менее буквально, чем понимают его некрые, а вот преувеличить его значение невозможно.

    Христиане это единое Тело во Христе, состоящее из многих членов (Рим 12:4; 1 Кор 12:27). Церковь это Тело Христово (Рим 12:45; 1 Кор 12:27); Христос Глава этого Тела (Еф 5:23; Кол 1:18), Тело живет и растет благодаря тому, что оно связано с Главой (Кол 2:19). Ап. Павел нигде прямо не называет Церковь Невестой Христа, но он подразумевает это, сравнивая отношения между мужем и женой с отношениями между Христом и Церковью (Еф 5:2233). Муж и жена должны быть одной плотью точно так же, как Христос и Церковь(Еф 5:3132).

    В образе Тела Христова соединяются несколько важных теологических понятий, связанных с Церковью. Христиане образуют единое целое и с Христом, и друг с другом; Христос предстает и как высший авторитет, стоящий над Церковью, и как податель жизни и роста. Наконец, этот образ с особой силой выражает насущность тех многообразных даров, крыми Бог наделяет Церковь, и определяет правильное отношение к ним.

    Задачи Церкви. Бог избрал Церковь из мира с определенной целью: Он хотел, чтобы между Ним и Его творением существовал союз. Когда этот союз был разрушен, Бог призвал народ Израиля, чтобы сделать его светом для язычников (Ис 42:58); когда это не удалось, Бог призвал "остаток Израиля" (Ис 10:2022). По исполнении времен Бог сам вошел в человеческую историю через рождение Иисуса Христа, Которого Симеон в Храме назвал светом "к просвещению язычников" и славой "народа Твоего Израиля" (Лк 2:32). Затем Иисус призвал апостолов в ознаменование создаваемого Им Нового Израиля Израиля пакибытия (Мф 19:28). Двенадцать апостолов стали ядром нового народа Божия Церкви, края, подобно прежнему Израилю, была призвана к бытию, дабы через нее все человечество вернулось к утраченному союзу с Создателем (Деян 1:8; Мф 28:1820).

    Предназначение Церкви двояко: она должна быть священством святым (1 Пет 2:5) и "возвещать совершенства Призвавшего" ее "из тьмы в чудный Свой свет" (1 Пет 2:9). Задачи священства по отношению к миру исполняются всей Церковью. Долг, возложенный на Церковь как на священство, нести Слово Божие в мир и быть заступницей человечества перед Богом.

    Неполное определение ↓


    ______________________________________

    Бога трудно понять, но ещё труднее понять Церковь. Церковь - тайна Христа.

    С рождением Иисуса Христа началась новая эра, которая называется «наша эра». С Новым Заветом появилась Церковь и наступила Новая эра.

    Во времена Ветхого Завета Церковь не возвещалась Богом, и она была тайной (Еф.3:9). Ни Моисей, ни Давид, ни Соломон её не зрели. Она была открыта Богом лишь апостолам и пророкам в их духе, а до того была неведома. Благодаря записям их откровений появились богодухновенные, дословно вдохновлённые Святым Духом книги Нового Завета, с тем, чтобы мы познавали мудрость Бога, в том числе и тайну относительно Церкви. Духовный рост - возрастание в Боге требовали во все времена больших усилий, мужества, жертвенности, и делали христиан сильными, а церковь действенной.

    Определение Церкви

    Божие строение: 1Кор.3:9
    - Божия нива: 1Кор.3:9
    - Храм Святого Духа: 1Кор.6:19
    - церковь Божия: 2Кор.1:1
    - чистая дева: 2Кор.11:2
    - вышний Иерусалим: Гал.4:26
    - Божий Израиль: Гал.6:16
    - Тело Христово: Еф.1:22,23
    - святой храм: Еф.2:21
    - славная Церковь, возлюбленная Христова: Еф.5:25-28
    - невеста Агнца: Откр 21:9,10

    "Церковь" (греч. ekklesia) - собрание созванных. В Древней Греции экклесия - название народного собрания. В Библии это слово означает как созванные, и когда говорится о людях, которые были созваны для того, чтобы собраться вместе. Греческий перевод Ветхого Завета слово ekklesia использовал для перевода еврейское слова Kahal, которое означает - сообщество, собрание.

    Род избранный: 1Пет.2:9
    - царственное священство: 1Пет.2:9
    - святой народ: 1Пет.2:9
    - люди, взятые в удел: 1Пет.2:9
    - Божие стадо: 1Пет.5:2

    Христианская церковь является собранием созванных Божьих людей, призванных из мира (Рим.12:1-2), чтобы жить с Богом и участвовать в христианском общении (Евр.10:24-25, Деян.2:42-45). Это новозаветное установление начало свое существование в день Пятидесятницы и завершит его во втором пришествии Христа.

    Два аспекта церкви

    Во всей вселенной только один Бог и в ней только одна Церковь Божья (Мф 16:18; 1Кор.10:32; Еф.4:6; Еф.5:25; Кол.1:18).

    Вселенская Божья Церковь выражена во многих местностях на земле поместными церквями и из них состоит. В Мф.16:18 раскрывается вселенская Церковь, а в Мф.18:17 видим поместную церковь. Вселенская Церковь представляет собой собрание тех, кто принял Христа как своего личного Спасителя. Церковь есть община людей, пользующихся благом спасения в Иисусе Христе (Деян.2.47): "мы, спасаемые", пишет Павел (1Кор.1.18). Даже если вы только сегодня обратились ко Христу, вы уже становитесь членом этой Церкви.

    Поместная церковь - как местная группа верующих:

    В Иерусалиме: Деян.8:1
    - в Кесарии: Деян.18:22
    - в Антиохии: Деян.13:1
    - в Ефесе: Деян.20:17
    - в Кенхреях: Рим.16:1
    - в Коринфе: 1Кор.1:2
    - в Лаодикии: Кол.4:16
    - в Фессалониках: 1Фес.1:1
    - несколько в Галатии: Гал.1:2
    - несколько в Малой Асии: Откр 2,3

    Новый Завет в Деяниях, в Посланиях и в Откровении, иллюстрирует церкви собравшихся людей по их месту расположения и называет церкви соответственно по месту, а не иначе. Относительно иных названий церквей и их разделений, например церковь и плюс чьё-то человеческое имя или иное, Павел в 1-е Коринфянам 1:11-13 с осуждением говорит: "... сделалось мне известным... то, что у вас говорят: я Павлов; я Аполлосов; я Кифин; а я Христов. Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились?".

    Каждая поместная церковь независима. Управление церковью не вселенское, а поместное. Без поместных церквей невозможно участвовать во вселенской Церкви и невозможно иметь практическую церковную жизнь. Поместные церкви - это практическое выражение вселенской Церкви.

    Поместная церковь представляет собой собрание группы верующих, когда они собирается в каком-то реальном месте. Этим местом может быть и дом, и специальное здание, или иное место. Эти люди собираются вместе для изучения Слова Божьего, молитвы, преломления хлеба, служения (Деяния 2:41-42) и возрастания в Господе. Собрание людей, вот что является церковью, а не стены и крыша какого-то сооружения. Церковь везде там, "где двое или трое собраны во имя Мое (Господа)» (Мф.18:20).

    Церковь жилище Бога .

    Согласно Писанию, в своей окончательной и главной сущности Церковь представляет собой живой организм (Еф.1:22-23; Кол.1:24, Римл.12:5; 1Кор.12:12-27), созданный Богом (Мф.16:18), а не искусственное образование в виде строения, организации, или христианская миссия. Только Триединый Бог может породить Церковь. Церковь лишь выражает Бога, а значит и не может быть объектом преклонения как Божеству. Поскольку Христос, - это все члены и Он в каждом, в Теле не должно быть преград - разделения и различий, для того чтобы Тело функционировало надлежащим образом. «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе», - говорит послание Павла к галатам, 3:28. Стратегия сатаны против Бога, - это всякое разделение Тела. Религиозных деноминаций с притязанием на истину множество. Они все порочны , т.к. разделяют Тело Христа на многие организации. Это осуждается Писанием (1Кор.1:11-13).

    Назначение церкви

    Иисус никогда с другими людьми в церкви. Назначение Церкви очевидны из Книги Деяний 2:42-47 и характеризуется пятью основными функциями, которые диктуются Великим Поручением:

    Благовестие: Изучение Библии концентрируется на послушании Христу в работе по евангелизации,
    - Ученичество: Это путь, который продолжается всю жизнь. Благовестие начинает процесс, общение с другими верующими вносит свой вклад, а из этого вырастает служение ближним,
    - Общение верующих: Бог желает, чтобы Его дети общались с другими верующими и делились своим христианским опытом,
    - Служение ближним: Служение - это естественный результат ученичества в процессе христианского развития, открытие и использование духовных даров и способностей с тем, чтобы служить другим во имя Иисуса Христа,
    - Поклонение Богу: Поклонение - это результат познания Бога и любви к Нему в духе и истине (Ин 4:23).

    Характеристика новозаветной церкви :

    Спасена Кровию Христа: Деян.20:28; Еф.5:25-27
    - Обычно собиралась в частных домах: Рим.16:5; Кол.4:15 ; Флм 2
    - Совершала богослужения: Деян.20:7-11; 1Кор.14:26-28; Евр.10:25
    - Разделяла таинства: крещения: Деян.18:8; 1Кор.12:13 и вечери Господней (преломления хлеба): Деян.2:42; Деян.20:7; 1Кор.11:23-33
    - Была единой: одно тело во Христе: Рим.12:5; Еф.4:13, одно стадо и один Пастырь: Ин 10:16
    - Находила радость в общении: Деян.2:42; 1Ин 1:3-7
    - Оказывала помощь: Деян.4:32-37; 2Кор.8:1-5
    - Несла Благую Весть другим: Рим.1:8; 1Фес.1:8-10
    - Росла: Деян.4:4; Деян.5:14; Деян.16:5
    - Организовывалась: Деян.14:23; Флп 1:1; 1Тим.3:1-13; Тит.1:5-9
    - Испытывала трудности: 1Кор.1:11,12; 1Кор.11:17-22 ; Гал.3:1-5
    - Дисциплинировала: Мф 18:15-17; 1Кор.5:1-5; 2Фес.3:11-15; Тит.3:10,11
    - Подвергалась преследованиям: Деян.8:1-3; Деян.17:5-9; 1Фес.2:14,15

    Члены церкви

    Церковь есть Тело Господа Иисуса Христа, и Он Глава этого живого Тела. Церковь это Божья семья, состоящая из Его детей, которые являются сыновьями Бога и членами Церкви. Члены Тела Христова - это весь избранный Богом народ Божий, крещённые в одном Духе в одно Тело, искуплённые Христом и возрождённые Духом, рождаются в Церкви, а не присоединяются к ней. В Теле Христа между членами Церкви и Главою существует органическая связь.

    Членов церкви называют учениками Христа (Мтф. 28:19), братьями и сестрами в семье Божьей (Римл.8:29, 1Ин.4:20-21).

    Употребление имен братьев и сестер в духовном смысле:

    Христос - наш брат: Рим.8:29; Евр.2:11
    - мы - братья и сестры во Христе: Мф 12:50
    - все христиане - братья и сестры: Мф 23:8; 1Кор.6:6; Флм 16
    - особые упоминания о сестрах: Рим.16:1; Флм 2; Иак.2:15; 2Ин 13

    Обязанности братьев и сестер во Христе:

    Заботиться о нуждающихся братьях и сестрах: Иак.2:15; 1Ин 3:17
    - прощать друг друга: Мф 5:23,24; Мф 18:15,21,22
    - любить друг друга: Рим.12:10; 1Фес.4:9,10; Евр.13:1; 1Пет.1:22; 1Пет.2:17; 1Ин 4:20,21
    - забывать о социальных различиях: Флм 15,16; Гал.3:28
    - наставлять заблудшего брата или сестру: 1Кор.5:11; 2Фес.3:6,14,15
    - не судить друг друга: Рим.14:10,13; 1Кор.6:5-7; Иак.4:11
    - не вводить в соблазн друг друга: 1Кор.8:9-13

    Отношение братьев и сестёр к Иисусу (Мф 13:55):

    Хотели видеть Иисуса: Мф 12:46,47
    - давали советы Иисусу: Ин 7:3
    - не верили в Иисуса: Ин 7:5
    - позже стали учениками Иисуса: Деян.1:14
    - отправились в миссионерские путешествия: 1Кор.9:5
    - Иаков стал главой церкви: Деян.15:13-21; Гал.2:9

    Священство в церкви

    Ветхозаветные требования к священникам и их основные обязанности (включая левитов):

    Принадлежать к колену Левиину: Исх.29:9,44; Езд.2:61,62 и неукоснительно следовать Божиим установлениям: Лев.10:1-7
    - не бриться: Лев.21:5,6 и следовать специальным правилам касательно брака: Лев.21:7-9,13-15
    - посторонний, приступивший к священству, наказывался: Чис.18:7; 1Цар.13:8-14; 2Пар.26:16-21
    - являли нужды народа Богу: Евр.5:1-3 и совершали очищение от греха: Лев.16:1-22
    - кропили кровью жертв: Лев.1:5,11; Лев.17:11 и совершали жертвоприношения на жертвеннике: Лев.6:8,9
    - хранили огонь на жертвеннике: Лев.6:13 и курили благовонные курения на жертвеннике: Исх.30:7-9; Лк.1:5-9
    - хранили святилище: Чис.3:38 и отвечали за сокровища: 1Пар.26:20
    - следили за служением в храме: 1Пар.23:4
    - носили ковчег: Чис.4:15
    - вели праздничные шествия с песнями: Неем.12:27-43
    - благословляли людей: Чис.6:23-27 и молились за людей: Лев.16:20,21; Езд.9:5-15
    - ставили диагноз при проказе: Лев.13:1-8
    - учили закону: Неем.8:7,8; Мал.2:7 и судили согласно закону: 1Пар.23:4

    Христос раз и навсегда упразднил (исполнил) Ветхозаветное священство (Евр.8:1-6; Евр.9:26,28; Евр.10:12; 1Ин 2:2; Евр.9:12; Рим.3:24-28; 2Кор.5:18,19; Рим.8:34 ; Евр.7:25 ; 1Ин 2:1)

    Священство в новозаветной церкви у всех верующих в Иисуса Христа:

    Названы святым священством: 1Пет.2:5,9; Откр 1:6
    - имеют доступ к Богу через Христа: Ин 14:6; Рим.5:2; Еф.2:18
    - могут исповедать грехи непосредственно Богу: Мф 6:12; Лк.18:13; Деян.2:37,38; Деян.17:30
    - их жизни должны стать духовными жертвами: Рим.12:1; Евр.13:15,16; 1Пет.2:5

    Церковь как Бог

    Господь Иисус Христос есть Царь и Господь неба, земли и человеков. "И поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем" (Еф.1:22-23). Это учение о Господе Иисусе Христе, как о Главе Церкви, чрезвычайно важно. Как члены нашего тела составляют с головой один живой организм, так все верующие со Христом образуют также один духовный организм. Церковь рождается Триединым Богом своей жизнью, и как совокупное явление с верующими во Христа, содержит природу Бога, Христа и Духа Святого. Но церковь это не Бог, она лишь выражает Бога, а значит и не может быть объектом преклонения как Божеству. Церковь живой организм, где Христос Глава Тела, а каждый из членов имеет с Ним органическую связь с надлежащим единением меж собой в Духе. Потому церковь не может быть организацией.

    Церковь как живой организм

    " Бог есть дух" (Ин.4:24). Как и Бога никто не видел, так и церковь мы не можем увидеть. Церковь субстанция духовная, которую можем увидеть лишь сердцем в Теле Христа и слитом духе. Итак, видим, церковь новозаветного времени не религия, не рукотворное строение и земная религиозная организация, а собрание созванных — как живой организм Тела Христа и творение Триединого Бога (Мф.16:18).

    Всё в земной материальной жизни, - строения, организации, и т.п., тленно, разрушается и преходяще. Но Церковь будет жить вечно. Она не может умереть, потому что её Глава, Иисус Христос, вечно живет. Ее членам - верующим во Христа, была дарована вечная жизнь. Иисус сказал, что Он построит Свою Церковь и врата ада не одолеют ее (Матф.16:18).

    Хотя все верующие являются составляющими церкви и собираются в материальной среде, но церковь не включает в себя материальное окружение и не выражает греховную плоть верующих. Наивно ожидать признание этого лидерами традиционных религий, так как признание привело бы к краху власти, благополучие и тщеславие религиозной элиты - коррумпированного религиозного сословия, а также всю материальную составляющую их корпорации. Все религии рукотворны. Банковские, политические и религиозные элиты совокуплены с миром. Мир - это система рабства, где человек раб системы устройства общества по вертикали и горизонтали. Религии не спасают от рабства. Ни президент или иная высокопоставленная кукла не правят миром. Миром правят деньги и власть. Князь мира Сатана. С верой, покаянием и крещением Господь Спасает человека и принимает в Свою семью. Потому Бог не религия и не религиозная доктрина. Истина только в Боге и Его Слове, а не в любой из религий и их корпораций - организаций.

    Церковь и государство

    Церковь не связана ни с какой формой правления в миру, ибо сфера ее действия - внутренний духовный мир человека. Церковь ставит людей перед лицом вечности, взирает на все проблемы и вопросы человека в их непосредственном отношении к Богу. Иисус Христос пришел на землю не для разрешения сиюминутных политических, финансово-экономических и юридических проблем, а для совершения и утверждения несравненно более великого - утверждения Царства Божьего.

    Государство — субстанция временная и преходящая, является одним из институтов общества, с помощью которого общество защищает и развивает себя. Назначение государства - это политический порядок, обеспечить справедливые и равные условия для всех своих граждан. Поэтому, до тех пор, пока свобода отдельного гражданина не препятствует свободе других граждан, государство не может ограничивать его свободу. Деятельность государства распространяется на повседневную, земную жизнь каждого человека и обеспечивает его временные интересы: защиту от посягательств на собственность или на личность, равенство перед законом, свободу совести, мнения и другие виды свобод. Обеспечивая свободу совести и вероиповедания, государство тем самым признает за гражданином право избрания его жизненных идеалов. Государство должно быть защитником совести, прав и равноправия всех своих граждан, а не какого-либо одного мировоззрения или вероисповедания, в том числе недопущении его навязывания.

    Более двух тысяч лет назад Христос впервые в истории показал возможность разграничения Государства и Церкви. Христос произнес слова: «кесарю следует отдавать то, что находится в его ведении, а Богу следует отдавать Божье», "... итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу " Мф. 22:21. Эти слова указывают на существование двух важных сфер, с которыми соприкасается каждый человек. В образе кесаря Иисус представляет Государство как общественное установление и аппарат управления в миру. «Божие», по мысли Иисуса, принадлежит к другой сфере человеческого бытия и представлено на земле Церковью Христовой, состоящей из спасенных людей.

    Христиане живут одновременно в двух сферах, являясь членами Церкви и гражданами государства, и им не всегда удаётся найти правильное разграничение между этими сферами - поддерживать состояние двойственности и жить в равновесии между этими двумя сферами бытия. Если не получается, то христиане неизбежно приходят к какой-либо крайности; либо отвергают Государство и воображают, что, будучи на земле, они смогут жить исключительно по законам Небесного Царства, либо, наоборот, будут настолько подчиняться земным государственным законам, что проигнорируют требования Христа и перенесут действие законов Божиих только в вечность. И то и другое не соувязано со Священным Писанием.

    В эти дни мы отмечаем праздник Святой Троицы, вспоминая день, когда Святой Дух в виде огненных языков, по обетованию Господню, сошел на апостолов, определив их тем самым на служение людям. Так образовалась Церковь Христова - то, без чего ни один истинный христианин не представляет своей жизни. Но каждый ли знает, что являет собой понятие "Церковь"? Место это или пространство? Всегда ли мы пребываем в ней и понимаем ли значение ее для спасения нашей души? Ответы на эти и другие вопросы мы попытаемся сегодня найти в беседе с отцом Аркадием Штейнбергом, настоятелем Преображенского храма п. Нудоль.

    Прежде, чем говорить о значении Церкви в жизни общества, хотелось бы сначала получить определение этого понятия. Что же такое Церковь?

    Точного, научного определения понятия "Церковь" нет. Поэтому описать, что такое Церковь, можно с нескольких позиций. Основных точек зрения - две. Одна - так называемая антропоцентрическая. Святитель Филарет дает такое определение: "Церковь - это от Бога установленное общество людей, объединенных общей верой, Законом Божиим, Таинствами и священноначалием". Другая точка зрения - так называемая теоцентрическая, которую сформулировал наш замечательный богослов, славянофил Алексей Степанович Хомяков. По его определению, Церковь - это "единство Божией благодати, пребывающей в разумных тварях, покоряющихся действию Божией благодати". И тогда становится ясно, что главное в Церкви не столько люди, сколько Сам Господь, Который принимает в Себя людей и объединяет их Своим действием, Своей благодатью, но только тех людей, которые хотят быть с Ним.

    Есть еще одно определение, которое дано апостолом Павлом. Обращаясь к христианам, он пишет: Вы - Тело Христово (1 Кор. 12, 27). Он имеет в виду людей, которые вошли в общение с Богом, поверили Христу, как родоначальнику нового человечества. В принципе, все люди должны были бы быть Церковью, народом Божиим, любя Бога и ближнего своего в Боге.

    - О. Аркадий, когда появилась Церковь Христова?

    У Церкви есть день Рождения - Пятидесятница, день Сошествия Святого Духа. В этот день Дух Святой сошел и пребывал в людях, объединил их, они заговорили на разных языках и составили Иерусалимскую общину.

    В день Пятидесятницы произошло соединение людей воедино Самим Богом, объединение человечества по новым принципам.

    Есть такие люди, которые считают жизнь в Церкви необязательной. По их словам, главное - Бог в душе. Что же дает Церковь верующему человеку, для чего она ему нужна?

    Смотрите, в теле человека есть голова, руки, ноги, внутренние органы и т. д., то есть некоторое устройство. Так и в Церкви тоже есть устройство. И в этой связи можно сказать, зачем она нужна и что в ней самое важное.

    В Церкви есть священноначалие, люди священной иерархии, которые поставлены для служения. Обычно определяют три важнейших аспекта их служения. Первое служение - это совершение Таинств, то есть действий Божиих, при которых людям преподносится благодать. Второе - духовное руководство, и третье - управление, то есть внешняя организация деятельности.

    Очень важную роль в Церкви имеет духовное руководство. Чтобы человек научился жить по заповедям Божиим, им нужно руководить, - мы же отдаем детей в школу для обучения! Так же и в Церкви. Сюда приходят люди, которые не имеют духовного опыта, и задача духовного наставника - привести их к тому, чтобы опыт этот был правильный, потому что духовные вопросы не менее, а даже более сложны, чем житейские.

    Здесь видна еще одна сторона жизни Церкви. Церковь - это лечебница. Если человек видит, что болен духовно, что погибает и ему нужна помощь, тогда только он начинает потихоньку лечиться и становится членом единого организма, причастником Божеского естества. Люди в Церкви исцеляются именно в силу Богообщения, так как всё ненужное, наносное постепенно отмирает по мере того, как человек приближается к Богу.

    И, конечно, Церковь осуществляет передачу благодатных Божественных даров. Человек "входит" в Церковь в Таинстве Крещения; в таинственном действии Миропомазания ему преподаются дары Духа Святого; в Таинстве Покаяния душа кающегося человека исцеляется от греха. Таинство Причастия Тела и Крови Христовых - Таинство Таинств - внешне нельзя объяснить, пока человек сам не испытает на себе, что значит стать причастником, приобщиться Христу, стать настоящим членом Церкви.

    Существует ли Церковь в других религиях или каких-либо других христианских конфессиях, ведь католики и протестанты тоже называют себя Церковью?

    В других религиях никакой, конечно, Церкви нет, потому что Церковь начинается с веры во Христа Спасителя, принятия благодати Духа Святого, крещения во имя Святой Троицы.

    Что касается христианских конфессий и исповеданий, то здесь есть разные степени отпадения от Церкви, однако, благодать как-то себя проявляет в этих конфессиях. Мы принимаем, например, Крещение протестантов, только восполняем Таинствами, которые у них отсутствуют или искажены, как у католиков. Соответственно существует три формы приема в Православную Церковь людей, приходящих из других вероисповеданий и христианских конфессий. Главное в этих формах - Крещение, Миропомазание, Покаяние.

    Поймите, за верой всегда следует жизнь, определенные ее духовные нормы, которые в других конфессиях сильно искажены. Только Православная Церковь есть неповрежденная Церковь Христова. Она без пятна и без порока, как Невеста Христа.

    Фото: Евгений Цапенко, Геннадий Алексеев

    Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт " ".
    Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.

    church). Большая группа людей в рамках установленной религиозной организации. Данное понятие также применяется для обозначения места, где происходят религиозные обряды и церемонии.

    Отличное определение

    Неполное определение ↓

    ЦЕРКОВЬ

    от греч. kyriake (oikia) - Божий дом) - англ. church; нем. Kirche. 1. Тип религиозной организации, соц. институт, осуществляющий религиозную деятельность и характеризующийся: авторитарным централизованным иерархическим правлением, общими основными положениями религиозного вероучения и культовых обрядов. Ц. обладает четко определенной системой норм религиозной морали, канонического права, ценностей и санкций. 2. Синоним религии или крупного религиозного течения (католическая Ц., православная Ц.); организованная форма объединения последователей к.-л. религии или ее отдельных направлений и течений. 3. Христианское культовое здание, имеющее алтарь и помещение для богослужения.

    Понятие "церковь" необычайно ёмкое и включает в себя множество самых различных определений. Под ним могут подразумеваться как конкретные религиозно-административные структуры, так и отвлечённое, сугубо философское понятие. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся формы употребления этого термина.

    Что такое церковь по определению Нового Завета?

    Экклезиология - один из разделов христианского богословия, даёт философское определение данного термина. Она учит, что церковь - это мистическое Тело Христово, представляющее собой сообщество всех христиан, как ныне живущих, так и давно оставивших этот мир. Его главой является сам Христос. Подобное определение вытекает из текста Нового Завета, и является каноническим. Таким образом, церковь - это люди, верующие во Христа, вне зависимости от места и времени их присутствия в этом мире.

    Надо отметить, что там же встречается употребление слова церковь ещё в двух различных значениях. Под ним, в частности, подразумевается собрание последователей христианского вероучения в каком-то одном определённом населённом пункте, что соответствует современным понятиям прихода или общины.

    Кроме того, Новый Завет определяет значение слова церковь и как собрание единоверцев в одной семье, включая в их число также родственников, друзей, соседей и даже рабов (в ту эпоху это было нормальным явлением). Таким образом, христианская семья - это не что иное, как малая церковь.

    Раскол некогда единой церкви

    После того как в результате определённых исторических процессов прежде единая христианская церковь разделилась на несколько направлений, к тем новозаветным определениям, которые были приведены выше, добавились иные, указывающие на её конфессиональную принадлежность. Например, православная церковь, римско-католическая, лютеранская, англиканская и ряд других.

    Великий раскол церкви начался в 1054 году, когда она окончательно разделилась на Западную и Восточную ветвь. Это стало результатом длительных богословских споров, вызванных определёнными догматическими противоречиями, но, главное, непомерными претензиями римских понтификов (пап) на управление церковью Востока.

    В результате образовались православная и католическая церкви, каждая из которых претендовала на истинность как в области догматики (основного вероучения), так и в обрядности. В дальнейшем процесс деления продолжался и затронул обе церкви. В настоящее время вселенская христианская церковь - это весьма сложная по своей организации структура.

    Характерные черты православной догматики

    Православная церковь имеет ряд характерных особенностей, главной из которых является неукоснительное следование догматическому учению, сформулированному в тексте документа, принятого Вторым Вселенским собором в 381 году и именуемого «Символом веры». Людям воцерковленным он хорошо известен, для тех же, кто с ним незнаком, следует пояснить, что он декларирует:

    1. Возможность спасения души лишь при условии веры в единого Бога.
    2. Одинаковое прославление всех трёх, равных между Собой лиц Святой Троицы - Отца, Сына и Святого Духа.
    3. Признание того, что Иисус Христос является помазанником Божиим и Его сыном, рождённым от Отца прежде сотворения мира.
    4. Веру в воплощение Бога в человеческую природу Иисуса.
    5. Признание Его распятия во спасение людей, а затем на третий день воскресения, вознесения на Небо.
    6. Во всеобщее воскресение и последующую жизнь.
    7. Исповедание догмата, в соответствии с которым, носителем жизни является Святой Дух, исходящий от Бога Отца.
    8. Признание Христовой церкви единой, святой, всеобъемлющей и возглавляемой её создателем - Иисусом Христом.
    9. Вера во святое крещение, как единственный путь, ведущий к оставлению грехов.

    Из этого перечня основных тезисов православного вероучения видно, что церковь, история которой берёт начало с явления миру Сына Божьего, создана как путеводная нить, ведущая к вечной жизни.

    Священство, установленное в православии

    По своему иерархическому устройству православное священство делится на три ступени, высшая из которых - епископат, включающий в себя епископов, архиепископов, митрополитов, экзархов и патриархов. Эту категорию составляют исключительно представители так называемого чёрного духовенства, то есть лица, принявшие монашеский постриг.

    Уровнем ниже идут пресвитеры - иереи и протоиереи, в число которых входят также и священники - представители белого духовенства, не являющиеся монахами. И, наконец, низшую ступень составляют дьяконы и протодьяконы - священнослужители, прошедшие обряд рукоположения, но не имеющие права самостоятельно совершать таинства.

    География современного православия

    В настоящее время большинство православных находится на территории России. Они составляют примерно 40% от всех живущих на планете. Однако немало и других государств, в которых лица, относящиеся к этой конфессии, составляют большинство населения. Среди них можно назвать: Украину, Румынию, Македонию, Грузию, Болгарию, Черногорию, Сербию, Молдавию, Кипр, Грецию и Беларусь.

    Кроме того, есть ряд стран, в которых православие, не являясь доминирующей религией, охватывает, тем не менее, значительную часть граждан. Это Финляндия, Албания, Литва, Эстония, Герцеговина, Босния, Казахстан, Латвия, Киргизия, Туркмения и Алеутские острова.

    Слово «церковь» - это ещё и обозначение конкретной национальной религиозной организации внутри какой-либо определённой конфессии. Всем хорошо знакомы такие названия национальных церквей, как Сирийская католическая или Эстонская евангелическо-лютеранская. К их числу относится и наша отечественная - Русская православная церковь. Остановимся на ней подробнее.

    Русская православная церковь (РПЦ)

    Другим её официальным и часто употребляемым названием является Московский патриархат (МП). Среди всех мировых поместных автокефальных церквей, то есть охватывающих своим влиянием определённую территорию и управляемых архиереем в сане от епископа до патриарха, Русская православная церковь является самой большой. Кроме того, на территории России именно она - самая крупная и влиятельная религиозная организация.

    Начало истории РПЦ связано с крещением Руси, состоявшимся в 988 году. В ту эпоху она являлась лишь митрополией - одной из частей Константинопольского патриархата, и первым её предстоятелем был митрополит Михаил, посланный на Русь византийским патриархом Николаем II Хрисовергом.

    Оплот мирового православия (1453 год) Москва сделалась единственным оплотом мирового православия - своего рода Третьим Римом. Окончательное оформление она получила на Руси после установления в 1589 году патриаршества.

    Раскол и упразднение патриаршества

    Тяжёлые потрясения выпали на долю РПЦ в середине XVII столетия, когда по инициативе патриарха Никона проводилась церковная реформа, ставившая своей задачей исправление богослужебных книг, а также внесение определённых изменений сугубо обрядового характера. Результатом этих, по существу, правильных и разумных, но несвоевременно и непродуманно выполненных действий стало недовольство значительной части населения страны, вылившееся в церковный раскол, последствия которого ощущаются и в наши дни.

    В отличие от Западной ветви христианства, Русская православная церковь на протяжении всей своей истории (за редкими исключениями) не претендовала на подмену собой светских институтов власти. Более того, в 1700 году, после кончины патриарха Адриана, она, по распоряжению Петра I, полностью перешла в подчинение Священного синода, являвшегося, по сути, не чем иным, как министерством, возглавляемым к тому же светским лицом. Патриаршество было восстановлено лишь в 1943 году.

    Испытания XX века

    Периодом жестоких испытаний для всей РПЦ стал и XX век, когда в результате захвата власти большевиками в отношении её служителей и наиболее активных прихожан был установлен террор, по своим масштабам сопоставимый лишь с гонениями первых веков христианства. Недаром эти десятилетия стали периодом обретения венцов святости многими новомучениками и исповедниками российскими. В наши дни идёт активный процесс её возрождения, начало которому было положено перестройкой, позволившей народу обратиться к своим духовным истокам.

    Культовые сооружения

    Продолжая разговор о том, что означает слово "церковь", нельзя упустить из виду и его употребление, применительно к христианским культовым сооружениям, предназначенным для совершения религиозных обрядов и богослужений. Они могут также называться храмами или соборами. Причём если храмом может называться, вообще, любая церковь, то собор - это, как правило, главная церковь монастыря или целого города. Когда в нём помещается кафедра правящего архиерея, то он получает статус кафедрального собора.

    Не следует путать церкви с часовнями. Их главное отличие не в размерах, а в наличии или отсутствии помещения, в котором расположен алтарь - обязательная принадлежность церкви. В часовнях алтарей нет и поэтому в них, за исключением крайних случаев, литургия не совершается. Из всего вышесказанного видно, что церковь - это не только религиозная организация или философское понятие, но и конкретное культовое сооружение.

    Похожие статьи
    • Человек превращается в волка

      Вот уже многие века существует слово «зооантропия» . Это не предполагаемая возможность человеческого существа превращаться в животное посредством колдовского искусства, а патология. Со временем все больше людей считают себя животными, думают, что...

      Деньги
    • Совпадение чисел на часах: значение каждого сочетания цифр В течение дня

      Как связаны одинаковые числа с Вашей датой рождения и именем? Получите бесплатный доступ к уникальному анализу. Узнайте всё о своей судьбе, личности, будущем, отношениях, работе и многом другом. Значение цифр на часах в жизни каждого человека –...

      Зодиак
    • К чему увидеть масло во сне?

      Масло во сне чаще положительный знак. Оно сулит благополучие и намекает, что надо буквально «подмазать». полное же толкование зависит от дополнительных деталей сюжета. Сонники предлагают наиболее точную расшифровку. К чему снится масло по соннику...

      Жизнь