• Житие святой ахилла 153 рыбы. Толкование Евангелия от Иоанна

    25.08.2020

    В первый же день недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно, и видит, что камень отвален от гроба,

    Итак, бежит и приходит к Симону Петру и к другому ученику, которого любил Иисус, и говорит им унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его

    Тотчас вышел Петр и другой ученик, и пошли ко гробу

    Они побежали оба вместе, но другой ученик бежал скорее Петра, и пришел ко гробу первый,

    И наклонившись увидел лежащие пелены, но не вошел во гроб

    Вслед за ним приходит Симон Петр, и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие И плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте

    Тогда вошел и другой ученик, прежде пришедший ко гробу, и увидел, и уверовал,

    Ибо они еще не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых

    Итак ученики опять возвратились к себе

    Никто не любил Иисуса так, как Мария Магдалина. Он сделал для нее что-то такое, чего никто другой не мог сделать, и она не могла этого забыть. Предание говорит, что у Марии была дурная репутация, но Иисус восстановил ее, простил и очистил.

    По обычаю Палестины умерших посещали в течении трех дней после погребения. Люди верили, что дух усопшего витает вблизи погребения три дня, а потом удалялся, потому что тело становилось неузнаваемым от процесса разложения. Друзья Иисуса не могли придти ко гробу на другой день, потому что была суббота. Совершать путешествия в субботу было нарушением закона.

    Мария пришла ко гробу не в субботу, а в первый день недели, то есть в воскресенье. Она пришла весьма рано, в четвертую стражу, в промежуток между 3 и 6 часами утра. Время было предрассветное, но Мария не выдержала и пришла в сад ко гробу.

    Придя, она удивилась и поразилась тому, что там увидела. Гробницы в те далекие времена не имели дверей, но перед входом в нее была выемка в земле, и по ней прикатывали камень, подобный громадному колесу и приваливали его к отверстию гробницы. Кроме того, как говорит Матфей, начальники приставили стражу и приложили ко гробу печать, чтобы никто не посмел притронуться к камню (Мат. 27,-66). Мария весьма удивилась, когда увидела, что камень отвален. Две вещи могли придти ей в голову: она могла подумать, что иудеи унесли тело Господа, чтобы еще как-то надругаться над ним, не удовлетворившись мучениями Креста, или что воры похитили тело в поисках добычи.

    Мария поняла, что здесь что-то такое, с чем она не может справиться сама, и она возвратилась в город, чтобы отыскать Петра и Иоанна. Мария была одной из тех редких личностей, которые могут любить и верить даже, когда ничего не понимают. Но именно такая любовь и такая вера в конечном счете достигают славы.

    Иоанна 20,1-10 (продолжение) Великое открытие

    Что особенно трогает нас в этой истории, так это то, что Петр все еще остается признанным старшим из апостолов. К нему побежала Мария. Несмотря на отречение от Христа (такая весть должна была быстро разлететься), Петр все еще был главным. Мы часто говорим о срыве Петра, но должно было быть что-то выдающееся в человеке, который мог смотреть в глаза ближним после своего бегства. Что-то должно было быть в человеке, которого другие готовы были оставить своим вождем и после такого крушения. Пусть же его мимолетная слабость не заслонит в наших глазах нравственной силы Петра, и того факта, что он был рожден вождем.

    Итак, Мария побежала к Петру и Иоанну, и как только они узнали от нее, в чем дело, они отправились ко гробу. Они не пошли, а побежали туда. Иоанн же, который был, по-видимому, моложе Петра, поскольку дожил до конца столетия, опередил Петра и прибежал ко гробу первым. Он заглянул внутрь, но дальше не пошел. Петр же со свойственной ему импульсивностью, вошел во гроб и был сильно удивлен тому, что там увидел. Пока Петр удивлялся, Иоанн начал кое-что соображать: если грабители унесли тело Иисуса, почему они оставили погребальное одеяние и платок, которым была обернута его голова?

    Рассуждая так про себя, Иоанн обратил внимание еще на одно обстоятельство: вещи лежали не в беспорядке, а так, как будто бы их вообще никто не трогал, с теми же складками, какие должны быть, когда в них завернуто тело. По-гречески так именно и говорится, что вещи лежали нетронутыми и платок лежал сложенный отдельно. Суть такого подробного описания этой картины в том, что пелены и платок лежали так, как будто бы Иисус из них испарился. Иоанн вдруг сообразил, в чем тут дело, и уверовал, не потому что читал что-то об этом в Писании, а потому что увидел все сам воочию.

    Любовь играет в этой истории исключительную роль. Мария, которая так сильно любила Господа, пришла ко гробу первой; Иоанн, любимый ученик Господа и тоже крепко любивший Его, первым уверовал в Его Воскресение. Несомненно это навсегда осталось его самым радостным переживанием. Ведь он был первым человеком, который понял и поверил. Любовь открыла ему глаза на признаки Воскресения и сердце для воспринятая его. Иоанн посмотрел, понял и поверил.

    Здесь мы также находим один великий жизненный принцип. Мы не можем толковать мысли другого человека, если мы не близки к нему всем существом сердечно. Например, когда дирижер плохо знаком внутренне с произведением композитора, он не " может передать его чувства другим посредством оркестра. Любовь самый лучший толкователь. Любовь постигает истину, пока разум блуждает в темноте неуверенности. Любовь познает значение вещей, пока исследование все еще слепо к нему.

    Один молодой художник принес к Гюставу Доре портрет Христа, написанный им, чтобы тот дал ему оценку. Доре медлил с ответом, но наконец произнес только одну фразу: «Вы не любите Его, иначе вы изобразили бы Его гораздо лучше».

    Мы не можем ни любить Иисуса, ни помогать другим понимать Его, пока мы не отдаем Ему наши сердца.

    Иоанна 20,11-18 Великое опознание

    А Мария стояла у гроба и плакала; и когда плакала, наклонилась во гроб

    И видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало Тело Иисуса.

    И они говорят ей: жена! что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его.

    Сказавши сие, обратилась назад, и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус.

    Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил его, и я возьму Его.

    Иисус говорит ей: Мария! Она обратившись говорит Ему Раввуни! — что значит: «Учитель!»

    Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему.

    Мария Магдалина идет и возвещает ученикам, что видела Господа, и что Он это сказал ей.

    Кто-то назвал это событие величайшим признанием во всей литературе. Марии Магдалине принадлежит честь быть первой, увидевшей Воскресшего Христа.

    Все эти действия пронизаны любовью. Она возвратилась ко гробу. Затем она отправилась известить Петра и Иоанна, а потом, вероятно, отстала от них, когда они поспешили ко гробу. Немного позже, когда она опять пришла туда, их уже не было там. Итак, она стояла там и плакала. Нет надобности искать каких-то сокровенных причин, почему Мария не узнала Иисуса. Самый простой и яркий факт дает нам объяснение: она не рассмотрела Его сквозь слезы.

    Ее разговор с Тем, Кого она приняла за садовника, показывает о ее любви к Иисусу: «Господин, если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и Я возьму Его». Она не упомянула имени Иисуса. Она думала, что каждый должен знать о Ком она говорит. Ее мысли были так заняты Им, что для нее не существовало больше никого в целом мире. «Я возьму Его». Как она своими женскими силами могла бы сделать это? Собиралась ли она действительно взять Его? Куда она думала отнести Его? Она даже не размышляла об этих трудностях. Ее единственным желанием было выплакать свою любовь над Иисусом. Как только она окончила свой разговор с Тем, Которого приняла за садовника, она снова повернулась ко гробу повернувшись, таким образом, спиной к Иисусу. И тогда услышала единственное слово: «Мария!» и она ответила: «Раввуни» (Раввуни — это арамейская форма слова раввин — учитель, господин; между ними нет разницы).

    Итак, мы видим, было две простых и глубоких причин, почему Мария не сразу узнала Иисуса.

    1. Она не могла узнать Его из-за своих слез. Они ослепили ей глаза и она не могла видеть. Когда мы теряем дорого человека, боль поднимается в нашем сердце и слезы застилают наши глаза. Но мы должны помнить, что в такое время наши слезы эгоистичны, потому что мы плачем о нашем одиночестве, утрате, опустошении, то есть о самих себе. Мы не можем плакать о том, что кто-то ушел, чтобы стать гостем Бога. Мы о себе плачем. И это естественно и неизбежно. Но в то же самое время мы не должны позволять нашим слезам ослеплять нас так, чтобы мы уже не видели славы небес и вечной жизни. Слезы должны быть, но через них мы должны видеть славу.

    2. Мария не узнала Иисуса, потому что больше старалась смотреть в другом направлении. Она не могла оторвать глаз от гроба и поэтому была спиной к Иисусу. И это тоже очень похоже на нас. В таких случаях наши глаза тоже прикованы к сырой земле могилы; но нам нужно оторвать наш взгляд от нее. Не там наши любимые, хотя их изношенные тела могут быть и там, но сам человек, его истинная сущность, находится на небесах в общении с Иисусом, лицом к лицу со славой Бога.

    Когда приходит горе, мы не должны позволять слезам закрывать небесную славу, и не будем приковывать взгляда к земле настолько, чтобы забыть небо. Один пастор рассказывает, как ему однажды пришлось проводить похоронное собрание для людей, которые не имели ни христианской веры, ни христианской связи: «Когда служба окончилась, одна молодая женщина посмотрела в могилу и с надрывом произнесла: «Прощай, отец!» Это конец для тех, которые не имеют христианской надежды». Для нас же это только «до свидания, до встречи с Богом!» В буквальном смысле: «до скорой встречи».

    Иоанна 20,11-18 (продолжение) Распространение благой вести

    В данном отрывке есть одно весьма трудное место. После того, как Мария встретила и узнала Иисуса, Он сказал ей: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему». Но спустя всего несколько стихов, мы видим, что Иисус приглашает Фому прикасаться к Нему (Иоан. 20,27). В Евангелии от Луки мы находим, что Иисус приглашает учеников рассмотреть Его: «Посмотрите на руки Мои и ноги Мои; это Я Сам, осяжите Меня и рассмотрите, ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня» (Лук. 24,39). У Матфея читаем, что ученики при встрече с Иисусом, «ухватились за ноги Его и поклонились Ему» (Мат. 28,9). У Иоанна же даже сам оборот речи труднее. У него Иисус говорит: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему», как будто бы к Нему можно будет прикасаться, когда Он взойдет к Отцу. Ни одно объяснение этого места не удовлетворяет вполне.

    1. Всему этому делу придают духовное значение, и говорят, что по-настоящему Иисусу можно прикоснуться только после Его Вознесения, и что не физическое прикосновение важно, не касание руки к руке, но контакт посредством веры с воскресшим и вечно живым Господом. Это несомненно верно и дорого, но нам кажется, что не об этом говорит данный отрывок.

    2. Говорят также, что греческий перевод с арамейского допустил ошибку. Иисус, конечно, говорил по-арамейски, и Иоанн передает нам слова Христа в греческом переводе с оригинального арамейского. Поэтому предполагают, что на самом деле Иисус сказал: «Не прикасайся ко Мне, но прежде, чем Я взойду к Отцу Моему, пойди и расскажи братьям». То есть иными словами: «Не трать теперь времени на поклонение Мне в радости твоего открытия, но пойди и поделись твоей радостью с остальными учениками». Весьма возможно, что это и есть правильное объяснение. В греческом языке повелительное наклонение в настоящем времени и в строгом смысле должно означать: «Перестань трогать Меня», то есть: «Не держись за Меня сама, потому что Я скоро уйду к Отцу, и хочу видеться с Моими учениками как можно чаще до Моего Вознесения. Пойди и расскажи им про твою и Мою радость, чтобы ни одной минуты Моего земного пребывания не прошло даром». Это имеет смысл и именно так и поступила Мария.

    3. Но есть еще одна возможность. В остальных трех Евангелиях подчеркивается испуг у тех, которые Его внезапно узнавали. В Мат. 28,10 Иисус говорит: «Не бойтесь». У Мар. 16,8 говорится: «Их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому, что боялись». В повествовании Иоанна, как видно, нет этого благоговейного страха. Иногда переписчики делали ошибки при переписке манускриптов, потому что их было не легко разобрать. Некоторые богословы думают, что Иоанн не написал ме аптоу — «не прикасайся ко Мне», но ме птооу — »не бойся». (Глагол птоеин означает трепетать от страха). В таком случае Иисус сказал Марии: «Не бойся, Я еще не восшел к Отцу Моему, Я все еще здесь с тобою».Ни одно объяснение не является вполне удовлетворительным и исчерпывающим, но второе из трех, упомянутых нами объяснений, пожалуй, самое подходящее и вероятное.

    Но как бы то ни было, Иисус послал Марию к ученикам, чтобы она рассказала им о том, что то, о чем Он им не раз говорил, скоро исполнится, и Он возвратится к Его Отцу. Мария побежала и сообщила им радостную новость: «Я видела Господа!»

    В этой вести Марии сокрыта самая суть христианства, потому что христианин тот, который может сказать: «Я видел Господа». Христианство не есть знание об Иисусе, но знание Иисуса. Оно не значит спорить о Нем, но значит встретиться с Ним. Оно означает уверенность в том, что Иисус жив.

    Иоанна 20,19-23 Христово поручение

    В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!

    Сказав это, Он показал им руки (и ноги) и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидевши Господа.

    Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас.

    Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого:

    Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.

    Весьма вероятно, что ученики продолжали собираться в той горнице, в которой провели последнюю вечерю со Христом. Но теперь они собирались там в страхе. Они знали о ядовитой озлобленности иудеев, которым удалось достигнуть смерти Иисуса, и которые теперь могут устремиться на них. Поэтому они собирались в страхе и трепете, прислушиваясь к каждому шагу снаружи и к каждому стуку в дверь, боясь, что вот-вот посланники Синедриона придут арестовать их тоже. И когда они сидели так однажды, Иисус вдруг стал посреди них и произнес самое обычное приветствие: «Мир вам». Это значит гораздо больше, чем: «Будьте в покое от всех трудностей», а значит: «Пусть будет вам от Бога все доброе». После этого приветствия Иисус дал ученикам поручение, которое Церковь не должна никогда забывать.

    1. Он сказал, что как Бог послал Его, тем и он посылает их. Уэсткотт назвал это «Хартией Церкви». Это значит следующее.

    а) Это значит, что Иисус Христос нуждается в Церкви, которую апостол Павел называет «Телом Христовом» (Еф. 1,23; 1 Кор. 12,12). Иисус пришел с вестью ко всем людям, и теперь возвращался обратно к Отцу. И Его послание никогда не достигнет всех людей, если его не понесет Церковь. Она имеет уста возвещать слова Иисуса; ноги -исполнять Его поручения; руки — исполнять Его труд. Благая весть была поручена Церкви. Церковь исполняет труд прославления Спасителя во всем мире.

    б) Это значит, что Церковь нуждается в Иисусе. Чтобы быть посланным, нужно, чтобы был Пославший, дающий силы и авторитет посланию и к Кому можно обратиться за помощью. Без Иисуса Церковь не имеет послания, не имеет силы, не имеет света и защиты. Церковь нуждается в Иисусе.

    в) Поручение Иисуса Церкви поставлено наравне с поручением Отца Иисусу. Но никто, читающий это четвертое Евангелие, не может не видеть, что отношения между Иисусом и Богом-Отцом основаны на совершенной покорности, смирении и любви Иисуса. Иисус мог только потому быть совершенным посланником Бога, имея вот это совершенное послушание и совершенную любовь. Потому и Церковь годится быть посланницей Иисуса и орудием в Его руках только в том случае, если будет вполне послушна Ему и пребывать в совершенной любви к Нему. Церковь никогда не должна распространять свои собственные идеи, но она обязана распространять только учение Христа — Его благую весть. Она не должна следовать человеческим уставам, но должна исполнять волю Христа. Церковь терпит урон, когда пытается разрешать свои проблемы собственными силами и мудростью, не принимая в расчет воли и руководства Иисуса Христа.

    2. Иисус дунул на Своих учеников и дал им Духа Святого. Нет сомнения, что в этом есть напоминание о сотворении человека: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2, 7). Это похоже и на то, что видел Иезекииль на поле, полном мертвых, сухих костей, и слышал слова Господа: «От четырех ветров приди, дух, и дохни на этих убитых и они оживут» (Иез. 37,9). Пришествие Духа Святого подобно новому творению, подобно пробуждению жизни от смерти. Когда Дух Святой исполняет Церковь, она возрождается для исполнения своего дела.

    3. Иисус сказал ученикам: «Кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся» (Иоан. 20,23). К истинному значению этих слов мы должны быть особенно внимательны, дабы понять его правильно. Одно ясно: ни один человек не может прощать грехи другого. Но и другое совершенно очевидно — Церковь имеет великую привилегию: передать людям Божию весть прощения. Допустим кто-то принес нам какую-то весть от другого человека. Наша оценка этого сообщения будет зависеть от степени знакомства его с тем лицом. Если кто-то берется толковать для нас чьи-то мысли, мы знаем, что ценность его интерпретации зависит от его близости к тому, кого он толкует.

    Апостолы имели наивысшее право возвещать слово Христа в мир, потому что они лучше знали Его. Если они видели искреннее раскаяние человека, они могли возвестить ему с полной уверенностью о совершенном прощении, дарованном ему Христом. С другой стороны, если они видели, что кто-то не имеет раскаяния в своем сердце и спекулирует на любви и благодати Божией, они говорили тому, что пока его сердце не изменится, нет для него прощения. Эта фраза не означает, что когда-то право прощать грехи было доверено одному человеку, или группе людей, но она означает, что право возвещать прощение было дано апостолам, а потом и всем ученикам Иисуса Христа, равно как и право предупреждать о том, что прощение не дается не раскаявшимся во грехах. Эта фраза говорит об обязанности Церкви возвещать прощение кающимся и предупреждать некающихся о том, что они лишают себя милости Божией.

    Иоанна 20,24-29 Сомневающийся убеждён

    Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус.

    Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю.

    После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди их и сказал: мир вам!

    Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим Фома сказал Ему в ответ Господь мой и Бог мой!

    Иисус говорит ему ты поверил, потому что увидел Меня блаженны не видевшие и уверовавшие.

    Крест не был для Фомы неожиданностью. Когда Иисус сказал, что он направляется в Вифанию после того, как пришло известие, что Лазарь болен, Фома сказал: «Пойдем и мы умрем с Ним (Иоан. 11,16). Фома не был трусливым, но был природным пессимистом. Нет никакого сомнения в том, что он любил Иисуса и был готов идти с Ним в Иерусалим и умереть там с Ним, когда другие апостолы колебались и боялись. Случилось то, чего он ожидал, но когда случилось, он был потрясен настолько, что не мог смотреть людям в глаза, и уединился где-то со своим горем.

    Король Георг Пятый говорил, что одним из его правил жизни было следующее: «Если я должен страдать, дайте мне страдать, как хорошо тренированному животному — в одиночестве». Фома хотел перенести свое страдание один, и поэтому, когда Иисус пришел в первый раз, его не было с остальными учениками и когда он узнал об этом, ему показалось чересчур замечательным, чтобы поверить ему, и он отказался верить. Упорный в своем пессимизме, он заявил, что никогда не поверит, что Иисус воскрес из мертвых, пока сам не увидит и не потрогает его ран, и не вложит пальцев и рук своих в рану от копья в боку Иисуса (о ранах на ногах Иисуса нет упоминания, видимо, при распятии ноги чаще не прибивали, а привязывали). Прошла целая неделя и Иисус снова явился ученикам. На этот раз Фома был тоже там. Иисус все знал о нем. Он повторил его слова, предложив ему испытать как он хотел. Сердце Фомы переполнилось любовью и преданностью, и все, что он мог произнести, было:

    «Господь мой и Бог мой!» Иисус сказал ему: «Фома, тебе нужно было увидеть твоими глазами, чтобы поверить, но придет время, когда люди будут видеть Меня очами веры и будут верить».

    Из этого повествования нам становится вполне ясным характер Фомы.

    1. Фома ошибался, когда избегал христианского общения. Он искал одиночества, вместо общности. И потому, что его не было со своими братьями, он пропустил первый приход Иисуса. Мы много упускаем, когда отделяем себя от общения верующих, и стремимся больше к одиночеству. То, что может нам дать общение в Церкви, не даст одиночество. Когда приходит скорбь и печаль охватывает нас, мы часто стремимся замкнуться и не встречаться с людьми. Но именно тогда, несмотря на нашу скорбь, мы должны искать общения с верующими в Иисуса Христа, ибо так мы скорее встретимся с Христом лицом к лицу.

    2. Однако у Фомы было два великих достоинства. Он не мог сказать, что он понимает, когда не понимал, или что верит, когда не мог верить. Это была его бескомпромиссная честность. Фома, имея сомнения, не станет притворяться, что не имеет их. Он не был таким человеком, который высказывает определенные суждения, не вполне понимая их значения. Фома должен быть всегда уверен и этого у него не отнимешь.

    В человеке, который стремится быть уверенным, больше истинной, чистой веры, чем в таком, который бойко повторяет общие вещи, которые он никогда хорошо и не продумал и в которые он толком и не верит. Пытливая неуверенность в итоге переходит в полную уверенность.

    3. Еще одним достоинством Фомы было то, что когда он удостоверился, он признал все, как есть. «Господь мой и Бог мой!» — воскликнул он. У Фомы не было половинчатости. Он не высказывал своих сомнений просто ради того, чтобы поупражнять свой ум. Он сомневался, чтобы лучше убедиться, а когда убеждался, отдавался этому убеждению полностью. Когда человек пробивается сквозь сомнения к убеждению в том, что Иисус Христос есть Господь, он достигает большей уверенности, чем тот, кто бездумно принимает вещи, которых никогда не в силах достигнуть.

    Иоанна 20,24-29 (продолжение) Фома в последующие дни

    Мы не знаем точно, что именно произошло с Фомой в последующие дни, но существует апокрифическая книга «Деяния Фомы», которая якобы представляет собой его историю. Конечно, это только предание, но за преданием возможно скрывается немного истории. В ней Фома остается верным своему характеру. Приведем часть этой истории. После смерти Иисуса ученики разделили между собою мир, чтобы каждому досталась определенная часть для распространения Евангелия. Фоме досталась Индия (церковь Фомы в Южной Индии берет свое начало от него). Сначала Фома отказался туда идти, говоря, что он слишком слаб для такого далекого путешествия. Он говорил: «Я иудей, как могу я проповедовать истину среди индусов?» Иисус явился ему ночью и сказал: «Не бойся Фома, иди в Индию и проповедуй там слово, ибо благодать Моя с тобою». Но Фома упрямо отказывался идти: «Посылай меня куда хочешь, но к индусам я не пойду».

    В это время в Иерусалим приехал странствующий торговец из Индии. Его звали Авванес. Он был послан царем Гундафорусом с поручением найти хорошего плотника и привезти с собою в Индию на обратном пути. Фома был плотником. Иисус пришел на базарную площадь к Авванесу и спросил: «Хочешь купить плотника?» Тот ответил: «Да», на что Иисус сказал: «У Меня есть раб плотник и Я хочу продать его», и при этом он указал на стоящего в стороне Фому. Они договорились о цене, и Фома был продан, а договор о продаже гласил: «Я Иисус, Сын плотника Иосифа, подтверждаю, что продал Моего раба Фому Авванесу — торговцу индийского царя Гундафоруса». Когда купчая была подписана, Иисус привел Фому к Авванесу. Авванес спросил: «Это твой Господин?» Фома сказал: «Да». Авванес сказал: «Я купил тебя у Него». И Фома ничего не сказал, но утром встал рано и молился, а потом сказал Иисусу: «Я пойду, куда Ты послал меня. Да будет воля Твоя». Это был истинный Фома — медленный на веру, медленный на согласие, но верный, когда принял решение.

    Далее история повествует, что царь Гундафорус велел Фоме построить дворец, Фома ответил, что исполнит это повеление. Царь дал ему порядочно денег, чтобы закупить материалы и нанять рабочих, но Фома все раздал нищим. Царю же говорил, что дворец постепенно воздвигается. Царь заподозрил что-то и послал за Фомой: «Ты выстроил уже дворец?» — спросил царь. Фома ответил: «Да». «Ну, тогда пойдем и покажи мне его», — сказал царь. Фома ответил: «Ты не увидишь его сейчас, но когда умрешь, тогда увидишь». Сначала царь был страшно зол и жизнь Фомы была в опасности, но потом царь уверовал в Иисуса Христа, и таким образом Фома принес христианство в Индию.

    В характере Фомы есть что-то милое и восхитительное. Ему всегда было нелегко верить, и послушание тоже не давалось ему легко. Он должен был иметь уверенность, он должен был заранее вычислить издержки, но когда он делался уверенным и принимал все издержки, его невозможно было остановить и он достигал крайних пределов веры и послушания. Такая вера, как вера Фомы, лучше поверхностного исповедания, и его послушание лучше молчаливой покорности, которая соглашается на все, а потом легко изменяет.

    Иоанна 20,30.31 Цель Евангелия

    Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не написано в книге сей;

    Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и веруя, имели жизнь во имя Его.

    Можно предположить, что по первоначальному плану Евангелие должно было закончиться этими стихами. Следующая глава выглядит как бы послесловием или приложением.

    Никакие другие стихи, как эти не суммируют так хорошо цели всего написанного во всех Евангелиях.

    1. Очевидно, что целью Евангелий не было представление полного жизнеописания Иисуса. Они не следуют за Ним день за днем. Они разборчивы Они повествуют не обо всем, что Иисус говорил в делал, но показывают, каким Он был и как делал дело Свое.

    2. Ясно также, что Евангелия не должны были быть биографиями Иисуса. Они призваны показав Его Спасителем, Учителем и Господом. Их целью было не дать информацию, но дать жизнь. Они должны были нарисовать такой портрет Иисуса, чтобы читающий о Нем мог увидеть, что Человек, Который так говорил и учил и поступал, был ни кем иным, как Сыном Божиим и Спасителем, и уверовав в это, мог найти секрет истинной жизни.

    Если мы подходим к Евангелиям, как к историям или биографиям, наш подход будет в неправильном духе. Мы должны читать их не как историки в поисках информации, но как люди, которые ищут Бога.

    Всем, знакомым с Евангелием, известна притча о 153 крупных рыбах, пойманных в сеть.

    “Симон Петр говорит им: иду ловить рыбу. Говорят ему: идем и мы с тобою. Пошли, и тотчас вошли в лодку, и не поймали в ту ночь ничего. А когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу;

    Иисус говорит им: дети! есть ли у вас какая пища? Они отвечали Ему: нет.. Он же сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете. Они закинули, и уже не могли вытащить сети от множества рыбы. А другие ученики приплыли в лодке,– ибо не далеко были от земли, локтей около двухсот,– таща сеть с рыбою. Симон Петр пошел и вытащил на землю сеть, наполненную большими рыбами, которых было сто пятьдесят три (153) .” (Ин. 21;3-11)

    При этом большинство читающих Евангелие, даже не подозревают о том, какой глубокий сакральный, т.е. духовный смыл содержит число 153 и о какой сети при этом идёт речь.

    Большинство существующих богословских исследований на эту тему сходятся на том, что число 153 – это некий абстрактный символ, передающий не то число обращённых к христианству из числа язычников и иудеев, не то число высших добродетелей и т.п., но что в действительности обозначает этот символ в контексте сети, – ответа до сих пор нет, а есть лишь предположения:

    В толковании свт. Кирилла Александрийского данное число понимается как сумма трех слагаемых: числа 100 (10 х 10), символизирующего полноту язычников, числа 50 (100: 2), символизирующего «остаток Израиля» и числа 3, символизирующего Святую Троицу. Духовный смысл, стоящий за числовым сообщением о 153 больших рыбах, прочитывается здесь как: «… язычники и Израиль собраны воедино во славу Св. Троицы» (Кассиан (Безобразов), еп.

    По толкованию Феофилакта Болгарского:

    «… ко Христу приводятся не одни язычники, которых можно назвать “сто”, но и израильтяне, которых можно разуметь под “пятидесятью”. Ибо когда войдет полнота язычников, тогда и Израиль спасется (Рим 11. 25-26). Три рыбы означают веру во Святую Троицу. Ибо сто и пятьдесят, то есть язычники и иудеи, пойманы не без трех, так как без веры в Троицу никто не называется уловленным» . В Евангелии от Марка упоминается о том, что Сам Иисус перед чудом насыщения пяти тысяч пятью хлебами и двумя рыбами повелел апостолам «рассадить всех отделениями на зеленой траве»: «И сели рядами, по сто и по пятидесяти» (Мк 6. 39, 40).

    Блаженный Августин, число 153, представляемое как число 50, повторенное трижды, с прибавлением к нему числа 3, символизирующего Св. Троицу, выражает «единство Духа в Его седмичастном действии» (Кассиан (Безобразов), еп. Лекции по Новому Завету: Евангелие от Иоанна. Paris, 2006. – С. 352.)

    По другому толкованию бл. Августина, число 153 понимается как число «спасенных Божественной благодатью, примиренной с законом» (Там же). Действительно, число 153 может пониматься как сумма членов натурального ряда 1, 2, 3 и т.д. до 17 включительно (т.е. как 1+2+3 и т.д.). В числе же семнадцать, интерпретируемом как сумма десяти и семи, десять означает число закона, а семь – число Духа.

    Преп. Максим Исповедник видел в этом символе более глубокий нумерологический смысл, связанный с тем, что число 153 образуется, если сложить все числа от одного до семнадцати - поэтому оно означает, что спасающиеся входят в Царство Небесное через исполнение десяти (10) заповедей и семь (7) действий Святого Духа. Или же оно означает тех, кто спасается и удостаивается Царства Небесного благодаря вере во Святую Троицу, надежде на грядущее - ибо число пятьдесят превосходит седмеричное время - и исполнению заповедей, что обозначено числом сто.

    Св. Иоанн Кронштадтский писал:

    «По толкованию одного из Отцов Церкви (Григорий Двоеслов, папа Римский), упомянутое число 153 соответствует высокому значению избрания для Царства Небесного. Оно слагается из 3 × 3 × (10 + 7) = 153, где 3 × 3 – сильная вера в Святую Троицу; 10 – любовь или закон заповедей; 7 – благодать Святых таинств веры. … Тут, в этом примере сошлись вместе: вера, дела и благодать – 3 × 3 × (10 + 7) = 153».

    Преп. Авва Евагрий Понтийский в прологе к Главам о молитве, которых 153, также даёт свой комментарий сакрального смысла числа 153.

    «Что же касается меня, то я не отрицаю, что, потрудившись всю ночь, ничего не поймал (Лк. 5,5). Однако, по твоему совету забросив сети еще раз, выловил множество рыб – не думаю, что больших, но числом, тем не менее, сто пятьдесят три (Ин. 21-11). И посылаю тебе их в корзине любви, исполнив твое повеление через такое же количество глав (153).»

    Авва Евагрий число 153 делит на три числа – 100, 28, 25, которые в совокупности дают число 153, и называет число 100 четырехугольным, числа 28 и 153 треугольными, а число 25 сферическим. Числами четырехугольными называются все числа квадратные, потому что могут быть расположены в виде четырехугольника, например, квадратные числа 4, 9; первое в виде:

    а второе в виде:

    1 1 1
    1 1 1
    1 1 1

    так и число 100, если расположить в каждом из 10 рядов по 10 единиц, составит четырехугольник.
    Посему общий вид чисел четырехугольных есть m X m, где m означает какое угодно естественное число. Если все числа, начиная от единицы, написать в естественном их порядке: 1,2,3,4,5,6,7 и т.д., а потом складывать вместе по 2, по 3, по 4 и т.д., то числа, от их сложения происшедшие, как-то: 1+2=3, 1+2+3=6, 1+2+3+4=10 и т.д., называются треугольными, потому что могут быть расположены в виде треугольников: число 3, например, в виде

    1
    1 1
    число 6 в виде:

    1
    1 1
    1 1 1
    Общий вид сих чисел изображается через m(m+1)/2, где m означает последнее число в порядке естественных чисел, которым окончено сложение. Так, положив m=7, получим треугольное число 7(7+1)/2=7х8/2=7х4=28, а положив m=17, получим также треугольное число 17(7+1)/2= 17х18/2=17х9=153. Числа четырехугольные, которые, по найденному выше, суть квадратные и к которым принадлежит число 25=5х5, могут быть располагаемы и иным способом, а именно: взяв по порядку естественные числа: 1,2,3,4…(m-1),m, каждое из сих чисел, начиная с m, располагай по окружностям, непрестанно уменьшающимся и наконец сливающимся в точку, в которой найдет себе место единица, и потом каждую из сих постепенно уменьшающихся окружностей накладывай одну на другую так, чтобы через сие образовалась поверхность полусферы. Общая сумма чисел, размещенных на сей полусферической поверхности, будет иметь, как очевидно, тот же общий вид, какой имело число треугольное, а именно m(m+1)/2, почему две такие полусферические поверхности изобразятся через m(m+1)/2+m(m+1)/2=m x m+m. Но как при взаимном сложении сих поверхностей равные окружности, на которых размещено было по m чисел, совпадут в одну, то явствует, что на целой сферической поверхности размещенных чисел будет только m x m+m-m или m x m. Так число 25=1+2+3+4+5+4+3+2+1, 16=1+2+3+4+3+2+1, 9=1+2+3+2+1, 4=1+2+1.

    Иными словами, данные исследования показывают некий священный принцип спасения души без указания самого механизма спасения или обожения.

    Свет на данную сакральность числа 153 пролили самые последние исследования в области нейросетей сознания, открывшие новый уровень математического понимания символики числа 153, который соответствует, как выясняется, самой “матрице нейросети” сознания, имеющей ровно 17 уровней заполнения ячеек в ходе роста и развития ума по мере создания новых когнитивных (нейронно-синаптических) связей.

    Иными словами, число 153, именуемое числом Армстронга, “самовлюблённым” числом и “треугольным”, отражает сам принцип заполнения нейронной матрицы сознания соответствующими связями по трём уровням и направлениям образования нейронных связей:

    1. по горизонтали (рационального мышления),
    2. во вертикали (обращённого к Богу мышления) с выходом на,
    3. интегральный тип сознания (духовный ум).

    На этот принцип понимания рыбацкой “сети” из Евангелия натолкнули исследования древних египетских иероглифов, символизирующих устройство мироздания. На одном из иероглифов образ треугольной рыбацкой сети из 17 уровней ячеек в точности был похож на древнюю матрицу мироздания.

    На этом рисунке отражён смысл древнего египетского иероглифа Хор-Ден (Гор простиратель), который также определяет диапазон матрицы Мироздания от 17-го уровня Верхнего (горнего) мира матрицы до 17-го уровня Нижнего мира (земного).

    Данная схема нуждается в пояснении с точки зрения психологии.

    Нижняя пирамида из 153 ячеек представляет собой ни что иное, как матрицу рационального мышления, которую можно соотнести с пирамидой роста личности на пути развития, аналогичную пирамиде Маслоу , как матрицей развития рационального мышления по 5 уровням.


    Пирамида Маслоу

    В то же время верхняя пирамида 153 представляет собой обратную матрицу выворачивания наизнанку рационального мышления (эго ума) при обращении ума к вере и Богу и выработке духовно-нравственного мышления.


    Принцип роста сознания по духовной вертикали через сердце

    Но самое удивительное то, что эти две обратных пирамиды, символизирующих рост нейросети сознания по духовно-нравственной вертикали, в конечном счёте совмещаются в одно целостное интегральное или божественное сознание. Данный принцип в математике известен, как принцип единства двух отдельных явлений (множеств), которые при наличии между ними системы связи, становятся одним явлением (множеством).


    Принцип соединения двух систем в одну

    Данное открытие общего принципа заполнения нейросети сознания нейронными связями по трём уровням (горизонтали, вертикали и интегралу), дало объяснение сакрального символа Звезды Давида, которая также символизирует интегральное или божественное сознание, как две совмещённых нейросети сознания или два ума (горизонтальный и вертикальный) в одном, символизирующем высшее божественное сознание.


    Символ Звезды Давида – интегральный духовный ум

    Таким образом, 153 крупных рыбы, пойманных в сеть, заброшенную по указанию Христа, символизируют всеобщий принцип роста (наращивания нейросети) духовного сознания, которое последовательно проходит 3 стадии (телесное, душевное, духовное) с 5-ю этапами роста в каждой, что в десятичной системе счисления и соответствует 17 уровням развития нейросети.

    Сам принцип заполнения ячеек нейросети нейронными связями отражает принцип “треугольного числа” в контексте степенных уравнений, у которых аналогично треугольному числу в степень увеличивается по принципу (x+1).

    Таким образом, число 153 в духовном смысле – это символ обожения ума, т.е. достижения духовного или божественного сознания, которое постепенно проходит 3 стадии развития:

    • – телесное (горизонтальная нейросеть)
    • – душевное (вертикальная нейросеть)
    • – духовное (интегральная нейросеть)

    как стадии развития и уплотнения нейросети сознания по 17 уровням, образуя мета сеть божественного ума.

    Данное предположение полностью соответствует святоотеческой психологии и учению отцов церкви о трёх типах знания (ведения), ума и состояния человека:

    «Три состояния жизни признал разум: плотское, душевное и духовное. Каждое из них имеет свой собственный строй жизни, отличный сам по себе и другим неподобный». (Преп. Никита Стифат, Вторая сотница естественных психологических глав об очищении ума)

    «Три суть мысленные способа, по которым ведение (знание) восходит и нисходит; и бывает изменение как в способах, какими водится ведение, так и в самом ведении; и чрез это оно вредит и помогает. Три же способа суть: тело, душа, дух.» (Преп. Исаак Сирин, Слова подвижнические, Слово 25)

    «Есть три мысленных места, в которые входит ум, изменяясь сам в себе: естественное, сверхъестественное и противоестественное.» (Преп. Марк Подвижник, Наставления Марка подвижника о духовной жизни, 4, 90)

    Таким образом, общий принцип бессмертия личности (души) на основе развития духовного сознания, проходящего несколько стадий развития:

    • рациональное мышление (горизонтальное),
    • религиозное мышление (вертикальное),
    • духовное сознание (интегральное),

    был ещё раз подтверждён на основе Евангелия, как уникального духовного первоисточника божественного происхождения.

    С данной точки зрения сеть, забрасываемая по правую сторону лодки – это символ нейросети духовного сознания, как высшей формы осознанности и результата развития духовного ума. Правая сторона – символ не религиозного, а именно рационального познания, пришедшего к высшей духовности и Богу через рассуждение и интеллект. Крупная рыба – щедрые дары нейросети интегрального (духовного) сознания, выдерживающего запредельные нагрузки без разрушения.

    Из книги “Заметки о христианской психологии”, 2017 г. К.В. Яцкевич, г. Минск

    Михаил Трещалин, главный научный сотрудник, доктор технических наук, профессор

    Московский государственный технологический университет Станкин, Россия

    Участник первенства: Национальное первенство по научной аналитике - "Россия " ;

    В статье рассматривается широкий круг вопросов, логически связанных между собой общей идеей объяснения смысла символических обозначений, содержащихся в произведениях Иоанна Богослова. Проводится анализ Главы 21 Евангелия от Иоанна Богослова. Рассмотрено число 153, определяющее количество пойманных «больших рыб». Изложено обоснование смыслового значения 153, связанное с цикличностью процессов на Земле.

    Ключевые слова: числовая символика, цикл, числа 153, 108, 216 и 666, жизненный цикл, периодические процессы.

    The article deals with a wide range of issues that are logically linked together by a common idea to explain the meaning of symbolic designations contained in the works of Ioann Bogoslov. Chapter 21 analyzes the of the Evangeliya of Ioann Bogoslov. Consider the number 153, indicating the number of caught the «big fish». It examines the rationale for the semantic meaning of 153, associated with the cyclical processes on Earth.

    Keywords: numerical symbolism, the cycle, numbers 153, 108, 216 and 666, the life cycle, periodic processes.

    В контексте анализа литературных памятников, хроник и священных книг многих народов мира, так или иначе связанных с описанием истории развития человечества, особое внимание следует уделить «Евангелию» и «Откровению» Святого Иоанна Богослова, где, по мнению многих исследователей, приводится описание прошлого и будущего планеты Земля, излагаемое языком образов и символов.

    С целью оценки знаковых событий на Земле, большой интерес представляет Глава 21 Евангелия от Иоанна.

    • 21:3. Симон Петр говорит им: иду ловить рыбу. Говорят ему: идем и мы с тобою. Пошли, и тотчас вошли в лодку, и не поймали в ту ночь ничего.
    • 21:4. А когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу;
    • 21:5. Иисус говорит им: дети! есть ли у вас какая пища? Они отвечали Ему: нет.
    • 21:6. Он же сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете. Они закинули, и уже не могли вытащить сети от множества рыбы.
    • 21:8. А другие ученики приплыли в лодке,- ибо не далеко были от земли, локтей около двухсот,- таща сеть с рыбою.
    • 21:11. Симон Петр пошел и вытащил на землю сеть, наполненную большими рыбами, которых было сто пятьдесят три.

    Здесь уместно отметить, что «… Явился Иисус ученикам Своим при море Тивериадском». Архимандрит Никифор в Библейской энциклопедии пишет: «…В озере находится множество рыбы, и потому здешние жители большею частию занимались, да и доселе занимаются, рыболовством». Возникает вполне уместный вопрос: если в озере много рыбы, то как можно ее не поймать, тем более сетью?

    Не маловажным представляется уточнение: «… и не поймали в ту ночь ничего». Ночи предшествует день, но о том, что рыбалка была днем в тексте Главы 21 ничего не сказано. Ночь, прежде всего, ассоциируется с темнотой. Если допустить наличие солнечного затмения, то это явление кратковременное и не сопоставимо по времени с продолжительностью ночи.

    Следовательно, можно предположить, что в тексте Главы 21 иносказательно отражены события на Земле, предшествующие явлению Иисуса, и связанные, так или иначе, с длительным отсутствием Солнца. Поэтому дальнейший анализ основывается на сопоставлении информации, которая логически и хронологически соответствует текстам «Евангелия» и «Откровения».

    В исторических хрониках и летописях указывается, что мир был окутан сумерками в год смерти Цезаря - 44 г. до н. э. Плиний писал: «После убийства Цезаря диктатора, и во время войны Антония, почти в продолжении целого года не рассеивался мрак». Наступление сумрака объясняется попаданием в атмосферу Земли пыли кометы, появившейся 22 сентября 44 г. до н. э.

    Формулировка и стиль указания Иисуса: « …закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете» не позволяют усомниться в том, что если люди сейчас же пойдут ловить рыбу, то вернутся с добычей, закинув сеть именно с правого борта. Подобное уточнение позволяет предположить, что привычно было «закидывать» сеть с левой стороны. Такая версия имеет следующее обоснование.

    Как отмечал И. Великовский , после катастрофы, произошедшей в 44 г. до н. э., «… четыре стороны света были не теми, что раньше». Аристотель писал: «Пифагорейцы различали лишь право и лево в движении. Вращение Неба начинается с той стороны, где восходят звезды; следовательно, она будет правой, а сторона, где звезды заходят, - левой». Аналогичное мнение высказывал Платон. Комментируя движение слева направо, он уточнял, что «… Справа при этом будет восток» . Изменение направления движения Солнца привело к пагубным последствиям на континенте: «На всех животных тогда нападает великий мор, да и из людей остаются в живых немногие» . Эта цитата является косвенным объяснением отсутствия возможности найти пропитание на суше и в море.

    Следовательно, явление Иисуса ознаменовало окончание тьмы и наступление утра - начала новой эпохи (этапа, периода, цикла) жизни на Земле (море в Библии означает весь мир, то есть море житейское).

    Большой интерес вызывает улов. Очевидно, что указание точного количества пойманной рыбы, «…которых было сто пятьдесят три», имеет вполне определенную цель. Такое предположение основано на сравнении изложения тех же событий в «Евангелии» от Луки (Глава 5).

    Если в «Евангелии» от Луки констатируется факт обилия долгожданной пищи (5:6. … Они поймали великое множество рыбы …), то Иоанн особо подчеркивает величину улова - 153 больших рыбы. Почему именно 153, а не больше и не меньше? Ведь для того, чтобы накормить несколько человек и трех десятков «больших рыб» было бы достаточно. Основываясь на пророческом содержании «Евангелия» от Иоанна, остается предположить, что число 153 содержит скрытую информацию, являясь своеобразным кодом системы процессов, происходящих на Земле.

    Иоанн Кронштадтский писал: «По толкованию одного из Отцов Церкви (Григорий Двоеслов, папа Римский), упомянутое число 153 соответствует высокому значению избрания для Царства Небесного. Оно слагается из 3 × 3 × (10 + 7) = 153, где 3 × 3 - сильная вера в Святую Троицу; 10 - любовь или закон заповедей; 7 - благодать Святых таинств веры. … Тут, в этом примере сошлись вместе: вера, дела и благодать - 3 × 3 × (10 + 7) = 153».

    Полагая, что 153 указано (вычислено, составлено) не случайно, следует рассмотреть смысл и последовательность расположения каждой, входящей в это число, цифры. Обобщая особенности, приписываемые цифрам 1, 3 и 5, можно отметить следующие символические особенности . Число 153:

    • - в общей системе закономерностей развития Вселенной характеризует жизненные ритмы и времяисчисление на Земле;
    • - отражает целостность личности, творческую силу и активную позицию человека по отношению к природным силам;
    • - представляет собой нечто целостное, имеющее начало, середину и конец.

    Проведенный анализ показал, что число 153 характеризует «цикл завершения» и связано с началом новой эпохи жизнедеятельности на Земле. Однако Святой Апостол Иоанн Богослов использовал шифр, несмотря на то, что периодичность наступления кризисных событий на земном шаре, в частности, природных катастроф, он, несомненно, знал.

    После того, как «Они закинули, и уже не могли вытащить сети от множества рыбы», Иоанн пишет, что место улова было «… не далеко были от земли, локтей около двухсот».

    Следует отметить, что отсутствие определенности в выражении каких бы то ни было величин не свойственна трудам Святого Иоанна Богослова. И в «Евангелии» и в «Откровении» приводимые численные характеристики всегда имеют конкретные значения.

    В принципе, любая неопределенность основана на сомнении в правильности полученных результатов, сделанных выводах и т.п., не полном знании предмета обсуждения или сознательном желании скрыть истину.

    Учитывая высокую степень эрудиции и способность к пророчеству, маловероятно, что Иоанн не мог точно указать расстояние до берега. Более того, о том, в каком месте озера поймано «множество рыбы», можно было бы и умолчать, т.к. по отношению к решению главной проблемы - появлению долгожданной пищи, такая информация не имеет определяющего значения. Следовательно, для автора представляется важным довести до сведения людей число 200 именно в приближенном виде.

    По мнению Иоанна Кронштадтского, «… Расстояние до лодки соответствует периоду времени от Апостольской Церкви до конца мировой истории. Если словосочетание «около двухсот локтей» воспринимать символически, то они … означают около 2000 лет».

    Однако, выражение «около двухсот» можно трактовать двояко: точное значение числа или немного меньше, или несколько больше 200. Такой подход позволяет допустить, что имеется ввиду 216-летний цикл, но вычисляемый из расчета не 360, а 365 дней в году. Таким образом, вариантом обоснования причины отсутствия точности применительно к фразе «около двухсот локтей», является различие в определении цикла катастроф в зависимости от хронологической шкалы.

    Изучение материалов, связанных с объяснением смысла чисел 108 и 216, позволяет сделать предположение о том, что в разделе 8 Главы 21 «Евангелия» от Иоанна значение «… около двухсот» соответствует 216. Непосредственно 108 и 216 заслуживают отдельного комментария, как известные с древних времен численные характеристики циклических процессов на Земле и в Космосе, связывающие хронологические системы с движением и взаимодействием планет. Особенностью числа 108 является то, что сумма составляющих его чисел равна самому числу 108. Таким же свойством обладают 18, 1008, 10008, …

    Анализируя информацию относительно чисел 108 и 216, обращают на себя внимание следующие моменты:

    • - продолжительность эпох, заканчивающихся планетарным катаклизмом, включает циклы по 108 и 216 лет. Причем количество таких циклов кратно 2, 6 (12), 10 (20);
    • - число 216 является наименьшим общим кратным 54 и 72: 72 × 3 = 54 × 4 = 216. Тем самым объясняется взаимосвязь циклов (периодов), продолжительностью: 144000, 7200, 360 дней; 108, 216, 144, 2160, 25920 лет.

    Исследуя символику Святого Апостола Иоанна Богослова, следует обратить внимание на числа, приведенные в «Апокалипсисе».

    Принято считать, что в «Откровении» раскрыты тайны судеб Церкви и конца мира. При таком подходе в первую очередь обращает на себя внимания число 666. При анализе стиха 13:18 («Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть») «Апокалипсиса», вызывает интерес использование термина «сочти», так как существует две возможности его понимания.

    Первый вариант - «сочти, прочитай». В этом случае рассматривается буквенный аналог числа 666 - подход. Во времена написания «Апокалипсиса» (~ 67 г. нашей эры) еще не было арабских цифр и числа в письменах на всех языках греко-римской Империи обозначались буквами греческого алфавита, которые подбирались так, чтобы сумма цифр составляла число 666, а сами они читались как имя.

    В настоящее время наиболее распространенное мнение заключается в том, что 666 обозначает имя римского императора «Кесарь Нерон» (Nero Caesar). Однако, столь очевидная трактовка заставляет усомниться в ее однозначности. Святитель Ириней писал: «…Может найтись много имен, заключающих в себе вышеозначенное число, и все-таки этот вопрос останется нерешенным». В «Толковании на Апокалипсис Святого Иоанна Богослова»Святитель Андрей Кесарийский пишет: «… Если бы была необходимость знать его имя, то, как говорят некоторые учители, тайновидец открыл бы его».

    Другой вариант восприятия слова «сочти» - сокращение от «сосчитай», но здесь возникает вопрос: зачем считать, если число 666 указано, следовательно, и сосчитано. Вероятнее всего необходимо рассматривать оба варианта совместно, основываясь на числовой символике. Тогда, первоначально следует «пересчитать» или расшифровать число 666, и после того, как будет понятен смысл, «прочитать» истинную трактовку автора. При этом следует иметь ввиду представление каждого многозначного числа в виде:

    abc = (ab ± c) + (bc ± a) + (ca ± b) или abcdef = (abcde ± f) + (bcdef ± a) + (cdefa ± b) + (defab ± c) + (efabc ± d) + (fabcd ± e).

    (15 + 3) + (53 + 1) + (31 + 5) = 108;

    (15 - 3) + (53 - 1) + (31 - 5) = 90 = 108 - 18

    (66 + 6) + (66 + 6) + (66 + 6) = 216 = 108 + 108 = 2 × 108;

    (66 - 6) + (66 - 6) + (66 - 6) = 180 = 218 - 36 = 2 × (108 - 18);

    Сравнивая результаты расчета необходимо отметить, что алгебраическая сумма чисел, составляющих 666, в два раза превышает сумму чисел, входящих в 153.

    В результате проведенного анализа можно сделать следующие выводы и предположения.

    1. Числа 153 и 666 имеют не только противоположный, изначально заложенный Святым Апостолом Иоанном Богословом, смысл, но и различаются по величине суммы составляющих каждое из них чисел в два раза: ста пятидесяти трем соответствует 108, шестьсот шестьдесят шесть определяется числом 216.

    2. Алгебраическая сумма цифр, составляющих 153, 666, 144000 кратна 9 и 108. Учитывая, что 108 можно представить в виде произведения двенадцати и девяти, а также символический смысл этих чисел, следует понимать, что сто пятьдесят три выражает космический 108-летний цикл, состоящий из 12 девятилетних периодов. При этом продолжительность года, в соответствии с древней системой летоисчисления многих народов мира, равна 360 дням.

    3. «Число Зверя» несет в себе негативное содержание, характеризуя все плохое, противоположное Божественному. Это выражается числами:

    • - тринадцать (номер Главы), что можно рассматривать как ссылку на катастрофу, произошедшую в пасхальную ночь с 13 на 14 авива (месяца) в Египте и Израиле в середине второго тысячелетия до нашей эры, а также обозначение действий, событий, явлений, заканчивающихся крахом, смертью, радикальной переделкой вещей;
    • - восемнадцать (номер стиха), представляет собой удвоенную девятку или сумму трех шестерок;
    • - суммой чисел, составляющих 666, и равной 216 = 2 × 108.

    Следовательно, 666 отражает качество окончания очередного удвоенного девятилетнего периода или 216-летнего цикла. Каждый восемнадцатилетний этап, с начала 108-летнего цикла, а также каждый второй 108-летний цикл, должны заканчиваться крупным катаклизмом.

    Для более полного понимания изложенных численных взаимосвязей следует привести первоначальный вариант записи стиха 18 Главы 13 «Апокалипсиса»: «Зде мудрость есть. Иже имать ум, да почтет число зверино: число бо человеческо есть, и число его, шесть сот шестьдесят шесть». Если допустить наличие запятых в словосочетании «шесть сот, шестьдесят, шесть», то «число Зверя» принимает понятные для человека значения, связанные с окончанием (началом) «Великого цикла» или цикла прецессии: 216 × 600 = 129600; 216 × 60 = 12960; 216 × 6 = 1296.

    Ваша оценка: Нет Средняя: 7.2 (5 голосов)

    В круглую дату 11.11.11 уместно написать что-нибудь о численном символизме в Библии. Там его немало, конечно, хотя далеко не в каждом числе надо выискивать какой-либо сокровенный смысл (например, при всём богатом символизме Евангелия от Иоанна какой смысл можно увидеть в 153 рыбах в Ин 21:11? - скорее всего это просто «очень большое число»).

    Мой выбор пал на книгу, которую (и про которую) в последние 3 года я читал больше других - Евангелие от Матфея. Может быть, «символизм» здесь не самое подходящее слово, просто для Матфея с учётом его бывшей профессии числа значили немало, он очень хорошо умел с ними обращаться, и в его творчестве использование чисел - мощнейший литературный приём. Список не претендует на полноту; в любом случае, до фанатизма доводить это не стоит. Итак, поехали, в порядке возрастания.


    Многие события в Мф происходят по 3 раза. Три предсказания о страстях (16:21; 17:22-23; 20:18-19). Три молитвы в Гефсимании (26:39, 42, 44). Три отречения Петра (26:69-75). Кроме того, ближайший круг учеников Иисуса составляют три человека (Пётр, Иаков, Иоанн - см. 17:1).

    После насыщения четырёх тысяч осталось семь полных корзин кусков (15:37). Семь означает полноту. Было: семь хлебов. Стало: семь полных корзин кусков. В предыдущих главах происходит развитие учение о Евхаристии в Мф. Смысл в том, что именно Иисус - истинный Хлеб, хотя это и не говорится так очевидно, как, например, в Ин 6:35, 48, 51 (где это сказано также в контексте насыщения множества народа). Для объяснения учения Мф о Евхаристии в дальнейшем понадобится отдельный пост. Пока что достаточно сказать, что число «7» подчёркивает здесь полноту насыщения Христом, и именно в этой связи Иисус далее упрекает учеников в 16:10. В других случаях употребления этого числа в Мф оно тоже имеет смысл полноты или множества (7 братьев в саддукейской байке в 22:24-28 означают большое количество).

    В первую очередь это 12 учеников. Они названы апостолами только один раз (10:2), во всех остальных случаях они «ученики», «двенадцать учеников» или просто «двенадцать». (5:1; 10:1, 5; 20:17). Даже когда приводится меньшее число учеников, например, «десять» (20:24) или «одиннадцать» (28:16), то это лишь сильнее подчёркивает изначальную целостность «двенадцати». Церковь - апостольская, а апостолов - 12. 12 патриархов, 12 колен Израилевых, значит, Церковь - новый Израиль. Такой же смысл имеют для Мф 12 коробов, оставшиеся после насыщения пяти тысяч в 14:20 (это, очевидно, не просто забота об экологии или собирание «собачьей коробки», как в сегодняшнем ресторане).

    Пожалуй, самый яркий символизм в Мф. 14 поколений трижды упомянуты в родословии, это особо подчёркнуто в 1:17 (правда, если посчитать, то получится, что в первом случае поколений будет 14, во втором - 15, а в третьем - снова 14, но это связано с еврейской системой счёта, согласно которой первые и/или последние части цепи могли либо включаться, либо не включаться в счёт). Так вот, согласно гематрии, имя Давид (Д-В-Д) даёт в сумме именно 14. А Давид играет ключевую роль в родословии: Иисус есть Сын Давидов (1:1), т.е., подлинный Мессия.

    Число дней (4:2, «сорок дней и сорок ночей» - гебраизм), проведённое Иисусом в пустыне. В самом Евангелии это число больше не встречается, но в ВЗ встречается немало, всё перечислять было бы утомительно, вот самый важный текст, имеющий прямое отношение к употреблению этого числа в Мф: «И помни весь путь, которым вел тебя Господь, Бог твой, по пустыне, вот уже сорок лет, чтобы смирить тебя, чтобы испытать тебя и узнать, что в сердце твоем, будешь ли хранить заповеди Его, или нет; Он смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною, которой не знал ты и не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одним хлебом живет человек, но всяким [словом], исходящим из уст Господа, живет человек» (Втор.8:2-3). Другие случаи поста в течение сорока дней: Моисей (Исх 34:28; Bтор 9:9) и Илия (3 Цар 19:8). В Мф развита типология Иисуса как нового Моисея и «Израиля, сведённого к одному», кроме того, при Преображении в 17:3 именно Моисей и Илия стоят на горе с Иисусом, так что эти соответствия неслучайны.

    Из притчи о неблагодарном слуге (18:24). Долг в 10000 талантов - не просто очень большая сумма, но практически бесконечная величина (примерно как «гугол» в 20 веке). Талант - самая крупная денежная единица на Ближнем Востоке, 10000 - максимальная мера счета в то время.

    Напоследок, пара слов о ложном символизме. Гностики складывали часы в притче о работниках в винограднике (20:1-16), и таким образом получали число эманаций плеромы, равное 30.

    Похожие статьи
    • Человек превращается в волка

      Вот уже многие века существует слово «зооантропия» . Это не предполагаемая возможность человеческого существа превращаться в животное посредством колдовского искусства, а патология. Со временем все больше людей считают себя животными, думают, что...

      Деньги
    • Совпадение чисел на часах: значение каждого сочетания цифр В течение дня

      Как связаны одинаковые числа с Вашей датой рождения и именем? Получите бесплатный доступ к уникальному анализу. Узнайте всё о своей судьбе, личности, будущем, отношениях, работе и многом другом. Значение цифр на часах в жизни каждого человека –...

      Зодиак
    • К чему увидеть масло во сне?

      Масло во сне чаще положительный знак. Оно сулит благополучие и намекает, что надо буквально «подмазать». полное же толкование зависит от дополнительных деталей сюжета. Сонники предлагают наиболее точную расшифровку. К чему снится масло по соннику...

      Жизнь